История одной ереси

(размышления о потусторонней жизни 3)

Одна из ересей, касающаяся потустороннего бытия, заслуживает наше внимание не столько своим содержанием – может быть, в ней нет ничего оригинального, сколько своим авторством, ибо в ее создании обвиняют не какого-либо заурядного горе-теолога, а самого Папу Римского Иоанна XXII. В Википедии можно прочитать популярную упрощенную версию, как истории «ересиарха» так и самой ереси. В действительности все было не так просто. До конца неизвестно, действительно ли папа представлял это учение как догмат веры, или просто принял не ту сторону в споре теологов своего времени. Два факта однако не вызывают сомнения:

1) король Франции Филипп де Валуа обвиняет папу в ереси и даже угрожает ему предусмотренными для еретиков карами (свою «ортодоксальную» позицию он основывает на авторитете парижских ученых теологов);

2) сам Иоанн, на ложе смерти исповедует правильную веру, то ли отказываясь от своих еретических взглядов, то ли уверяя, что никогда их не провозглашал. (Источник: Bernardo Jungmann, Institutionts Theologiae dogmaticae specialis).  read

3 комментария:

  1. Здесь все проблема связанная со временем, которое, якобы разделяет состояние "под алтарем" от состояния "лицом к лицу". Человек привык все судить категориями времени, при том времени, связанного с земным вращением - календарем.

    Наверное можно предположить, что при переходе жизненно-мыслящего существа в иное состояние эти категории нечто иные.

    Лично мое мнение таковое. Какждый удостоившийся жизни человек, то есть святой, действительно проходит состояние "под алтарем", но не в нашем эмпирическом наблюдении. В нашем, мы рассуждаем категорией будущности, а в случае с переходящим, нужно применять категории сиюминутности или вечности.

    В наших котигориях мы заключаем - "душа отделилась от тела" и далее - "время придет и они воссоединяться".
    Таковая привязанность к временым категориям создает полуплатонический взгляд на существование человека. У Платона последнее заключение является негативным.

    Так, если мы с давних времен, не просто утверждали бытийное существование святых по переходе, а еще и качественную связь с ними, как единоцерковниками, то без сомнения нужно утвердить, что состояние "лицом к лицу" они имеют, более того, они его могли иметь до перехода. (Ну єто другая тема).

    Смотрите что происходит с Иисусом после исхода духа. Он тут же находится в состоянии "под алтарем" и реабилитирует все творение. Как вы думаете, Ему понадобелось много времени, что бы совершить "проповедь" и перейти в состояние "лицо к лицу"?

    В наших временных категориях Он пролежал телом сутки, вернулся к телу а затем при вознесении достиг последнего состояния. На самом же деле все происходит одновременно и в сию секунду. Откуда мы можем это знать? Из того, что Господь ипостазировал все человечество в своей Божественной Личности, и таким образом человечество преобразилось в Нем в состоянии "лицо к лицу", и в Нем это не временной отрезок а вечное прибывание.

    ОтветитьУдалить
  2. С одним я согласен наверняка: «Откуда мы можем это знать?».
    В словах: «Из того, что Господь ипостазировал все человечество в своей Божественной Личности, и таким образом человечество преобразилось в Нем в состоянии "лицо к лицу", и в Нем это не временной отрезок, а вечное пребывание» Вы затрагиваете тему «рекапитуляции», и правду говоря – это самая лучшая теория, описывающая «механизм» спасения.

    ОтветитьУдалить
  3. Долго описывать откуда мы можем это знать, т.к. я еще не разработал системы извлечения Откровения, но что бы долго не умничать сошлюсь к утвержденным православным догматам Католической Церкви.

    ОтветитьУдалить