Ад, рай, чистилище или мытарства – не исчерпывают всей полноты той действительности, которая может ожидать нас по ту сторону жизни. Есть еще одно место, о котором нужно бы было сказать несколько слов. Речь идет о пространстве между мирами живых и мертвых, населенного душами умерших, которые по той или иной причине, не завершили свой переход к месту вечного упокоения. Места, доступного также душам живых людей, обладающих сверхъестественными способностями. Это место – «шведоборгийское пространство» - мрачное королевство, по бесконечным коридорам которого бродят угрюмый и страшный Антибус – страж ворот между мирами, и Мэри – хранительница времени, со своим идиотским колокольчиком (Стивен Кинг, «Королевский Госпиталь»).
Недавно пересмотрел этот сериал, и не могу остаться равнодушным к затронутой в нем теме…
Название этого места ничего общего не имеет со Швецией, а только с одним шведом – Эммануилом Сведенборгом, знаменитым мистиком и теософом. Конечно, не важно, как именно назовем это «пространство», не важно, какие истории расскажет нам об этом месте Кинг, Ларс фон Триер или Сведенборг или все равно кто. Важен вопрос, существует ли это место затерянных душ в действительности?
Неопровержимым доказательством существования этого пространства, являются многочисленные свидетельства о привидениях – призрачных обликах умерших людей, доступных восприятию человеческого зрения. Вера в призраков охватывает все времена и народы: от первобытного анимизма, до «Кентервильского привидения». Не чужда она и христианству. Так, например, апостолы принимали за привидение Иисуса, ходящего по воде (Мк 6:49; Мф 14:26), или воскресшего (Лк 24:37). Иисус доказывал, что не является «призраком» или «духом», но не отрицал существование таковых, мало того – раскрыл некоторую истину об их натуре: «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24.39).
Но, принятая в христианстве концепция души, отрицает саму возможность посмертного ее явления в видимой форме (для этого нужно было бы принять оккультную концепцию астрального тела). Да и само местонахождение таких душ христианская теология, как Востока так и Запада (насколько мне известно) отрицает – не вписывается оно ни в одну принятую систему – то ли чистилище находится на земле, то ли мытарства растягиваются на неопределенное время.
В изучении этого явления большего прогресса добились представители оккультных наук или парапсихологи. Но, оставим методы «охотников за приведениями» представителям этих славных сфер человеческого познания, нас интересуют исключительно теологические или метафизические аргументы, способные подтвердить или опровергнуть «шведоборгийскую» реальность.
Метафизическую аргументацию можем найти у Платона, которого трудно обвинить в суеверности. Платон, подходил к проблеме с чисто-материалистической стороны. Души людей, которые при жизни были пристрастны ко всему материальному, так «прониклись» этой тяжелой «землеподобной» телесностью, что и после смерти, не в силах освободится от нее, обречены «блуждать между могил и склепов, где люди не раз замечали похожие на тени призраки душ» (Федон, 81). Концепция Платона хорошо объясняет «видимость» этих духов – ведь материя, какой бы «тонкой» она ни была – может быть доступной зрению. Но хромает в этой теории принцип, по которому эти души задерживаются в нашем мире – если бы, как предлагает Платон, на такую участь обрекались все любители своей телесности – мир кишел бы от привидений.
Логичнее предположить, что причина такой «задержки» лежит в сфере моральной – нет, не в грехах, от которых нужно очиститься (для этого существует чистилище), а в некой важной миссии, которую умерший не успел сделать при жизни, или в некой фатальной ошибке, которую желал бы исправить. Не знаю, кто был автором этой теории, но, насколько мне известно, ее принимают и одобряют, все кто верит в существование привидений. Конечно, такая «душа» не в силах, что-либо сделать самостоятельно, нуждается в помощи живых, поэтому, принимает видимую оболочку только для того, чтоб возбудить к себе интерес потенциального помощника. В этой теории не хватает метафизики, за то уже больше теологии.
Еще одна, уже совсем «теологическая» теория, поддерживаемая официальной Церковью, гласит, что все это сплошная чертовщина – происки лукавого, который таким образом пытается свести народ божий с пути истины. А все эти т.н. «души умерших», на самом деле - злые духи, которые с определенной целью морочат мозги доверчивым участникам спиритических сеансов, заставляя их тем самым открыть себя на восприятие темных сил и стать «каналом» по перекачке темной энергии в наш мир.
А по какой причине, как ты думаешь, они не завершили... Как это может быть?
ОтветитьУдалитья конечно не согласен с Платоном, но и версия "официальной Церкви" мне тоже не нравится.
ОтветитьУдалитьхочу сказать, в произведении «Божественная комедия» Данте описал очень строгую и самое интересное четкую систему загробного мира, представляя его в виде 9 кругов, окружающих вмороженного в лёд Сатану. Так, ради случая, советую почитать - ничем не хуже Кинга написано ;)
ОтветитьУдалитьДа, но аналога "шведоборгийского пространства" у Данте, насколько мне известно, нет.
ОтветитьУдалитьЭтот мир, потусторонний или промежуточный... Что меня поразило, так это абсолютная абстракция Математики. Вот для кого все эти миры безразлично одинаковы! Высшие законы, которые правят ВСЕМИ мирами. Я говорю не о той математике, которой нас учат в школе - завалы из нагромождений определений... Каждое неправильное слово в определении - это конец света. Настоящей Математике совершенно безразлично, знаем мы Ее или нет. Если мы считаем невозможным деление на ноль - это сугубо наши проблемы. Значит, до понимания таких вещей мы просто не доросли...
ОтветитьУдалитьПри всем моем уважении к математике, нельзя не признать, что она является порождением платоновской философии - наукой о чистых идеях, имеющих весьма слабую связь с реальностью (конечно кроме геометрии Лобачевского).
ОтветитьУдалить