В некоторых ранних рассказах Стивена Кинга, например «Давилка» (The Mangler), или «Я знаю, что ты хочешь» (I know what you need), фигурирует книга Дж. Дж. Фрэзера «Золотая Ветвь». Причем, фигурирует как некое пособие по практической магии, которым пользуются герои вышеупомянутых произведений. Видимо сам Король Ужасов был в те годы под впечатлением этой книги. Конечно, научная работа признанного светила этнографии, таковым пособием являться не может (магическому искусству по этой книге не научишься), но собранный в ней этнографический материал весьма интересен для каждого, кто данной темой интересуется. Мало того – этот материал представляет для нас необычайную ценность именно потому, что он является не вымыслом того или иного писателя фэнтези, не «откровением» какого-нибудь «великого посвященного», а реальным, из жизни взятым опытом, проверенным многовековой практикой.
Конечно Фрэзер – рационалист, живущий в эпоху рационализма, поэтому вся эта первобытная магия ставшая предметом его изучения, является для него в лучшем случае – заблуждением первобытных простаков, в худшем – шарлатанством первобытных прохвостов. Но мы живем в другое время… В наши дни паранормальными явлениями или экстрасенсорными способностями уже никого не удивишь. Почему же не предположить, что такими способностями обладали и первобытные? Более того, может оказаться, что такие способности являются вполне натуральными, и потенциально ими может обладать каждый человек, только не в каждом они могут проявиться. Можно развить их в себе посредством специальных тренингов, а в некоторых благоприятных условиях эти способности могут развиваться сами. Подобно тому, как у слепых людей заостряется слух и осязание, так и у людей с «притупленным» рационализмом, могут развиться укрытые иррациональные чувства. У людей первобытных таковые чувства преобладали именно благодаря отсутствию этого самого рационализма. Победа науки над магией это совсем не победа истины над заблуждением, это результат эволюции мышления – человечество пошло по рациональному пути развития, и кто знает, если бы победил путь иррациональный – мы бы сейчас пользовались такими благами цивилизации как телепатия, телекинез, телепортация… вместо телевизора.
Фрэзер классифицирует собранные им примеры первобытной магии в двух основных группах: «гомеопатическая магия» (также «имитативная»), подчиняющаяся закону подобия, и «магия контагиозная», соответственно - закону контакта. Обе группы объединяются неким «законом симпатии» - основой каждой первобытной магии, и, наверное, нужно признать – магии вообще, ведь та же самая «вселенская симпатия» позволяла герметическим теургам контактировать с их божествами.
«Сим-патия» (со-страдание, со-чувствие). Наше поточное (более психологическое, чем философское) понимание этого термина, т.е. – определенные эмоции, вызванные в человеке благодаря подобным чувствам и эмоциям другого человека – не до конца исчерпывает его значение. Речь идет о чем-то глобальном, о неком взаимодействии всего естества. Не только о теории макрокосма, как единого организма, в котором все взаимосвязано, а о материально-духовном единстве этого организма, ибо только такое единство делает возможным воздействие силы воли на физические объекты.
Наилучшим образом такая система строится на грунте философии монизма, например, в концепции Анри Бергсона, который кстати, предпочитал интуитивное познание интеллектуальному, или в той же «философии» адвайты, благодаря отсутствию того же рационализма. Система трещит по швам на грунте дуализма - приходится сдавать позиции и вводить посредников между духом и материей – некую «тонкую материю» или некий загадочный «астрал». Для плюралиста же, принимающего действительность, состоящую из множества независимых между собой элементов, до мозга костей испорченного рационализмом Аристотеля, вселенская симпатия вообще не имеет смысла.
Спасибо, очень любопытно. Но с ссылками было бы вообще замечательно.
ОтветитьУдалитьЭто наверное как я о хлебе...захочешь испечь, а в магазинах ничего нет...
ОтветитьУдалитьЗахочешь понять,... а надо ли?