Искусство как таковое во многих аспектах является отражением нравов и обычаев, существующих в данном обществе в данный период времени. Сакральное искусство – не только отражает нравы и обычаи, существующие в религиозном обществе, но и раскрывает наиболее глубинные, наиболее интимные сферы человеческой души. Сакральный образ, это не то, что человек желает повесить на стену в своем доме, для чисто эстетического удовольствия, но то – что должно украшать стены храмов, что должно возбуждать в человеке религиозные чувства, то перед чем он может склонить колени в молитве. Каким образом эротические элементы появились в сакральном искусстве, и какие чувства должны они возбуждать в верующем человеке?
Сакральная эротика как явление могло появиться исключительно в искусстве христианского Запада, не стиснутого жесткими иконографическими канонами, как на Востоке. Это обстоятельство позволило художникам и скульпторам не обуздывать свою творческую фантазию.
Культ здорового красивого тела, которым было проникнуто сакральное искусство античного язычества, скорее должен был вызывать отвращение у христиан первых веков. Зарождающееся христианское искусство, как и вероучение, выступало в радикальной оппозиции ко всему языческому: истинная вера против идолопоклонства, скромность против распущенности нравов и эротики в искусстве – как главного выразителя этих нравов. Должно было пройти несколько веков, прежде чем христиане открыли для себя красоту человеческого тела и взглянули на нее уже не как на то, чего следует стыдиться, а как действительно на нечто священное. Первые признаки эротики в сакральном искусстве находим в живописи и скульптуре готического стиля, хотя апогеем такого искусства (как впрочем, и искусства вообще), конечно, следует признать эпоху Возрождения.
«Мадонна» Жана Фуке (1420 -1481)
Конечно, голый Младенец в яслях или на руках Богородицы – не в счет. Но вот обнаженная грудь самой Богородицы – это уже настоящая революция в сакральном искусстве. Мы можем только попробовать представить себе, какую моральную дилемму, какие духовные борения испытывал художник, который впервые в христианской истории отважился обнажить грудь Богородицы.
Прототипом всех западных «Мадонн с Младенцами» является византийская икона Галактотрафуса (Млекопитательница) - но этот образ абсолютно лишен какого бы то ни было эротизма. Только настоящее восхищение красотой обнаженного тела и техника живописи мастеров эпохи Возрождения позволила мастерам этого периода не только изобразить наготу, но – изобразить ее красиво – эротично.
Конечно, мастера Ренессанса не были ограничены исключительно христианской религиозной тематикой. Они могли бы расточать свои таланты на воспевание прелестей все тех же языческих персонажей, как они впрочем, и делали: вспомним хотя бы «Венеру» Боттичелли; или оттачивать свое мастерство, изображая религиозно нейтральные сюжеты, как например Микеланджело своих «рабов». Однако им хотелось обнажить именно христианскую сферу sacrum – открыть наготу либо библейских персонажей, либо христианских святых.
Продолжение: Преступление и наказание
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить