(о сакральной эротике 4)
Никогда не поверю в то, что большинство мастеров эпохи Ренессанса имели гомосексуальные склонности (в те не толерантные к сексуальным меньшинствам времена за такие склонности можно было легко расстаться с жизнью). Однако они прекрасно понимали, что красота мужского обнаженного тела достойна восхищения ничуть не меньше женского. Но кто, кроме Адама мог претендовать на титул «великого эротического короля»?
В истории христианского Запада был, к примеру, один святой, который не боялся публично обнажаться – Франциск Ассизский. Вспомнить хотя бы его спектакулярный уход из дома – «в чем мать родила».
Но нагота для Франциска не имела ничего общего с эротизмом, она была для него символом абсолютной бедности, которую он проповедовал и к которой стремился. Как бы там ни было, я не знаю ни одного изображения этого святого в обнаженном виде. Настоящим секс символом для художников Ренессанса стал другой святой – мученик эпохи Диоклетиана – Себастьян. Существует огромное количество полотен, изображающих израненное стрелами (максимально обнаженное) тело этого святого.
св. Себастьян кисти Пьетро Перуджино
В чем секрет Себастьяна? Почему из огромного списка святых и мучеников живописцы выбрали на роль мужской модели именно его? Конечно, тело римского легионера намного сексуальнее тела иссушенного постами аскета (не имею в виду Франциска), но разве только в этом дело?
Думаю, что ответ сокрыт в истории этого святого. Дело в том, что согласно преданию, приговоренный к расстрелу, он пережил эту экзекуцию. Ни одна стрела не задела жизненно важного органа. Оправившись от ран, Себастьян отдал жизнь за Христа уже другим способом. Наверное, изображая прекрасное тело святого, излучающее мужскую сексуальную энергию, исполненное витальными силами, художники старались передать зрителю послание следующего содержания – ничто не в силах убить красоту, красота побеждает смерть!
св. Себастьян, образ кисти Антонелло да Мессина
И мне, как христианину приятно сознавать, что носителем этого «послания» стал именно христианский святой, а не какой-нибудь античный языческий герой-полубог. Внешняя красота христианина, конечно же, является отображением красоты его души, украшает которую истинная и искренняя вера.
Продолжение: Давид, или эротическая революция Микеланджело
А можно трактовать это иначе:
ОтветитьУдалитьТолько принеся в жертву телесную красоту можно обрести духовное бессмертие.
мы верим в воскресение плоти - т.е. человека целостного, с душой и телом, а значит и телесная красота - элемент вовсе не лишний.
ОтветитьУдалитьГреческие атлеты. Ведь эпоха Возрождения вернулась на тысячи лет назад - к древнегреческим идеалам, жизни ради себя, ценности личности (это после феодально-рабского средневековья).
ОтветитьУдалитьАга, так нас и учили на истории искусства... Ренессанс взял из античности только форму, но влил в нее совершенно новый дух. "Женщина с веслом" - вот возрождение духа античности, но уж никак не Себастьян.
ОтветитьУдалить