(о сакральной эротике 5)
Конечно, Микеланджело не был первый, кто отказался от фигового листа (тот же, Донателло опередил его более чем на полвека), но именно Микеланджело постарался изобразить мужские гениталии наиболее точно – со всеми анатомическими подробностями. Наипрекраснейший пример этой революции в искусстве - знаменитая статуя Давида. Изваяние впечатляет не только своим грандиозным размером, но и откровенностью. Библейский герой не стесняется своей наготы, даже, наоборот – с гордостью демонстрирует свое мужское достоинство всему миру. Умелый Мастер постарался!
Но, к сожалению, этот Давид не вписывается в категории «сакральной» эротики – это изваяние имеет сугубо светский характер. И не только потому, что он украшает собой Площадь Сеньории во Флоренции, а не часовню в каком-нибудь монастыре. Прежде всего, Давид Микеланджело практически не имеет ничего общего с Давидом Библии. И речь идет не только об обрезании…
Библейский Давид, хоть и отказался от доспехов Саула, все-таки не вышел на бой с Голиафом совершенно голым, поэтому и изображать его в таком виде не было никаких оснований (как в случае с Адамом). Хотя, нагота Давида может иметь и аллегорический смысл. Вызывая Голиафа на бой, будущий царь Израиля, восклицает: «ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа» (1Сам 17:45). Уж не является ли нагота символом отречения от всего земного – материального, символом полного – абсолютного упования на Бога? Конечно – все это только мои домыслы, интересно, что хотел сказать своим изваянием сам Микеланджело?
Думаю, что это не секрет. Намерение художника в принципе понятно – создать новый «христианский» эталон мужской красоты в противовес древнегреческому Аполлону, как например Самсон стал символом богатырской силы, придя на замену Гераклу. Поэтому был избран хоть и не совсем христианский, но все-таки – библейский персонаж.
Но почему из множества библейских героев был выбран именно Давид?
«Давид» Донателло
Библия, кратко, но красноречиво, передает нам описание внешности Давида в годы его молодости, а именно, что «он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом» (1Сам 16:12). Ну, как же не раздеть такого милого юношу!
Впрочем, есть в биографии Давида еще один интересный эпизод, который невозможно не вспомнить в связи с нынешней темой.
Речь идет о процессии внесения Ковчега Завета в Иерусалим, которою устроил Давид уже, будучи царем. Во время этой процессии, как повествует Писание «Давид скакал из всей силы пред Господом» будучи одет только в «льняной эфод» (2Сам 6:14) - прямо скажем - не самая лучшая одежда для прикрытия наготы. Видимо, эта харизматическая пляска выглядела довольно-таки эротично, потому, что жена Давида – Мелхола упрекнула его следующими словами: «как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь и рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» (2Сам 6:20). В ответ Давид сказал довольно смелую фразу, к которой должны бы были прислушаться всякого рода блюстители соблюдения скромности в сакральных местах: «пред Господом играть и плясать буду!» (2Сам 6:21). Пред Господом можем творить самые безумные вещи, если они исходят из глубины нашего сердца, рождены самыми искренними чувствами. Пред Господом можем не бояться и обнажиться, не обращая внимания на то, что подумают об этом «рабы и рабыни», а уж, тем более – что скажет какая-то там Мелхола.
Окончание: Новый Адам
Комментариев нет:
Отправить комментарий