О предательстве

Предательство имеет множество форм. Можно предать Родину, интересы, убеждения, дружбу, любовь, Бога… В принципе – каждое предательство гнусно, но особенно мерзким предательством всегда считалась измена дружбе и любви. Наверняка потому, что в этом случае предательство касается конкретного человека, чувства которого мы оскорбляем. И хотя измена Родине может стоить жизни намного большего количества людей, в этом случае мы имеем дело с людьми, как бы это сказать – абстрактными, которых мы не знаем и к которым не питаем нежных чувств (как и они к нам).

Джотто, «Поцелуй Иуды»

Псалмопевец со слезами переживает измену друга:

«ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы;

не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы;

но ты, который был для меня тоже, что я, друг мой и близкий мой,

с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий»

(Пс 55:12-14).

Какую моральную оценку дадим измене Богу? Ведь как бы мы ни старались – чувства Всевышнего для нас недоступны. Испытывает ли Он боль, жаждет ли покарать обидчика, или, зная нашу человеческую слабость, переносит наши предательства «с пониманием» и выходит навстречу с раскрытыми объятьями прощения? Притча «о блудном сыне» раскрывает нам тайну Божьей Любви и Милости.

Но во многом моральная оценка нашего предательства (как по отношению к Богу, так и к ближнему) зависит от наших собственных чувств – предаем ли мы того, кого действительно любим или того, кому служим только формально?  read

4 комментария:

  1. Предательство удел слабых, только так он может вонзить нож, иначе в честном бою получит свое.

    ОтветитьУдалить
  2. Тот кто себя не предает и других предать не может. Что мы знаем о предательстве себя? Сколько раз мы предаем себя в час, день, месяц, год? И сколько мы не предаем себя? Если ответить на этот вопрос с остальными предательствами ответ найдется.

    ОтветитьУдалить
  3. Предательство себя - это вообще из области логических парадоксов.
    А вот предательство вообще - это да. Предать может только друг. Наш друг. Тот, кого мы воспринимаем как друга. Если же мы кого-то воспринимаем как друга, но он на самом деле нашим другом не является, скажем проникся доверием с целью скомпрометировать, то это целиком и полностью наша проблема. Мы приняли врага за друга. Не распознали врага. Не разглядели волка в овечьей шкуре. Но вот он волк такой какой есть и глупо ожидать от него дружбы. А поскольку он не друг, так и предать не может.
    Получается что предательство это событие одностороннее. Одна сторона расценивает некое событие как предательство, в то время как для второй стороны, как и для всех остальных, это нормальный порядок вещей.
    А теперь вопрос: как человек может предать Бога?
    Предательство возможно не само по себе, а только в процессе каких-то отношений. Если вот человек заключил с богом договор, согласно которому Бог обещал ему всю землю ханаанскую за то что он будет у всего народа он бог единый. А одна сторона свою часть договора не выполнила. Предала. Не перестал народ поклоняться астратам. Вот конкретный пример предательства бога. Но далеко не каждому выпадает случай заключить с богом какой-то договор.
    Гораздо чаще случается обратное: человек начинает понимать, что это Бог предал его!

    ОтветитьУдалить
  4. С проблемой предательства Бога не все так просто. Вот например Псалмопевец заявляет: «все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего. Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего» (Пс 44:17-18). Т.е. он фактически обвиняет в предательстве Бога, так как с нашей стороны – все условия Завета были соблюдены. Но может Бог жаждет совсем другого соблюдения Завета – «милости, а не жертвы»? «не буквы, а духа»? или попросту говоря – не формального соблюдения условий, а настоящей любви?

    ОтветитьУдалить