Предательство имеет множество форм. Можно предать Родину, интересы, убеждения, дружбу, любовь, Бога… В принципе – каждое предательство гнусно, но особенно мерзким предательством всегда считалась измена дружбе и любви. Наверняка потому, что в этом случае предательство касается конкретного человека, чувства которого мы оскорбляем. И хотя измена Родине может стоить жизни намного большего количества людей, в этом случае мы имеем дело с людьми, как бы это сказать – абстрактными, которых мы не знаем и к которым не питаем нежных чувств (как и они к нам).
Джотто, «Поцелуй Иуды»
Псалмопевец со слезами переживает измену друга:
«ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы;
не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы;
но ты, который был для меня тоже, что я, друг мой и близкий мой,
с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий»
(Пс 55:12-14).
Какую моральную оценку дадим измене Богу? Ведь как бы мы ни старались – чувства Всевышнего для нас недоступны. Испытывает ли Он боль, жаждет ли покарать обидчика, или, зная нашу человеческую слабость, переносит наши предательства «с пониманием» и выходит навстречу с раскрытыми объятьями прощения? Притча «о блудном сыне» раскрывает нам тайну Божьей Любви и Милости.
Но во многом моральная оценка нашего предательства (как по отношению к Богу, так и к ближнему) зависит от наших собственных чувств – предаем ли мы того, кого действительно любим или того, кому служим только формально?
Чувства и формализм – вот ключ к пониманию проблемы. Боль причиняет оскорбление чувств, но трудно кого-либо осудить за чувства – они ведь зачастую эфемерны и любовь очень легко может превратиться в ненависть. Чтобы обезопасить себя от такого-рода измены, люди с давнейших времен придумали способ переноса понятия верности из сферы чувств в сферу сознания. Этим способом является клятва (присяга, обет - называй, как хочешь). С моментом произнесения клятвы наша верность переходит под юрисдикцию разума, а вместе с ней и закона (Божьего или человеческого). Теперь нами должны руководить не мимолетные эмоциональные порывы, а ответственность за взятое слово – и страх перед санкцией, предусмотренной за его нарушение. Санкция, как правило, присутствует во многих клятвах.
Но если не совершать такого опрометчивого поступка, как принесения обета? Тогда ведь и не будет никакой измены! По крайней мере – формально.
В той или иной форме клятва присутствует во многих сферах человеческого сообщества: это и клятва Гиппократа, и феодальная клятва верности, на которой держалось государственное устройство на протяжении всего Средневековья, и современная воинская присяга, и супружеская клятва – неизменная основа брачной жизни и гарантия верности, иногда даже друзья-приятели формализируют свои отношения всевозможными обетами, хотя законы общества и не требую от них ничего подобного…
Но во многих таких случаях человек приносит клятву, подчиняясь не зову своих чувств, а давлению общественности, традиции или - вышестоящего органа, требующего верности, подчинения, послушания. В этом случае предательство карается властью органа, которому мы изменили, но не собственной совестью, особенно, когда клятва была вынужденным поступком – совершенным против воли, или попросту – опрометчивым, необдуманным.
В сфере религии также имеем дело с клятвами. В Ветхом Завете можно найти уйму такого-рода примеров, а в Новом – слова Христа:
«слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:33-37). Также Иаков, в своем послании повторяет слова Спасителя следующим образом: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: „да, да" и „нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (Иаков 5:12).
Как нам прикажите понимать эти слова?
Может быть, зная людскую немощь, Иисус (а за Ним и Иаков) пытается уберечь нас от греха клятвопреступления? Ведь все равно согрешишь, зачем бросать на ветер громкие слова? Но может быть речь идет совсем о другом? Иисус выступает против формальности принесения клятвы, возвращая понятие верности из сферы сознания в сферу чувств.
Предательство удел слабых, только так он может вонзить нож, иначе в честном бою получит свое.
ОтветитьУдалитьТот кто себя не предает и других предать не может. Что мы знаем о предательстве себя? Сколько раз мы предаем себя в час, день, месяц, год? И сколько мы не предаем себя? Если ответить на этот вопрос с остальными предательствами ответ найдется.
ОтветитьУдалитьПредательство себя - это вообще из области логических парадоксов.
ОтветитьУдалитьА вот предательство вообще - это да. Предать может только друг. Наш друг. Тот, кого мы воспринимаем как друга. Если же мы кого-то воспринимаем как друга, но он на самом деле нашим другом не является, скажем проникся доверием с целью скомпрометировать, то это целиком и полностью наша проблема. Мы приняли врага за друга. Не распознали врага. Не разглядели волка в овечьей шкуре. Но вот он волк такой какой есть и глупо ожидать от него дружбы. А поскольку он не друг, так и предать не может.
Получается что предательство это событие одностороннее. Одна сторона расценивает некое событие как предательство, в то время как для второй стороны, как и для всех остальных, это нормальный порядок вещей.
А теперь вопрос: как человек может предать Бога?
Предательство возможно не само по себе, а только в процессе каких-то отношений. Если вот человек заключил с богом договор, согласно которому Бог обещал ему всю землю ханаанскую за то что он будет у всего народа он бог единый. А одна сторона свою часть договора не выполнила. Предала. Не перестал народ поклоняться астратам. Вот конкретный пример предательства бога. Но далеко не каждому выпадает случай заключить с богом какой-то договор.
Гораздо чаще случается обратное: человек начинает понимать, что это Бог предал его!
С проблемой предательства Бога не все так просто. Вот например Псалмопевец заявляет: «все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего. Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего» (Пс 44:17-18). Т.е. он фактически обвиняет в предательстве Бога, так как с нашей стороны – все условия Завета были соблюдены. Но может Бог жаждет совсем другого соблюдения Завета – «милости, а не жертвы»? «не буквы, а духа»? или попросту говоря – не формального соблюдения условий, а настоящей любви?
ОтветитьУдалить