В истории Исхода Избранного Народа из Египта есть один интересный и важный фрагмент: «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Исх 12:35-36).
Среди прочих чудес, произошедших с израильтянами во время Исхода, это «чудо» кажется нам совершенно незначительным, второстепенным фрагментом. Похоже, что и для самого библейского автора, описывающего это событие, эта история - не самая главная. Намного более важной для него является история с опресноками: «И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их» (12:34). Можем себе представить эту поистине невероятную картину! Второпях покидая свои дома, вместо самых ценных своих пожитков, народ решил обременить свои плечи самой невероятной в этой ситуации тяжестью – тестом для опресноков! Но эту нелепость можно легко объяснить, ведь автор описывает не столько историю самого Исхода, сколько историю установления празднования Пасхи, в традиции которой опресноки играли не последнюю роль (замечу, что повышенный интерес автора к опреснокам позволяет нам предположительно датировать написание этого фрагмента временами реформы царя Езекии, о чем мы уже упоминали в статье «о жертвоприношении»). Однако вернемся к истории с ограблением египтян, которая волею библейского автора, или скорее – более позднего редактора, вклинивается в историю Исхода.
Не смотря на очевидность (как нам кажется) этой позднейшей редакции, некоторые историки, основываясь на этих словах, делают довольно далеко идущие выводы, раскрывающие важные обстоятельства реальной истории Исхода. А именно, что Исход этот вовсе не был мирным, а настоящим вооруженным восстанием, связанным с грабежами, а возможно и убийствами.
Вот интересное исследование на эту тему:
Но для нас, рациональных исследователей Библии, эта история кажется невероятной по другому поводу. О нет! Как люди верующие во всемогущество Божие, мы не сомневаемся, что Всевышнему под силу «дать милость народу Своему в глазах Египтян». В конце концов, египтяне могли быть попросту напуганными предшествующими Исходу природными катаклизмами, так что с радостью отдали бы израильтянам все что имели, чтобы только избавится от их губительного присутствия в своей стране. Большие сомнения вызывает совсем другое обстоятельство.
А именно: призывая Моисея возглавить Исход, Бог обещает ему следующее: «И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» (Исх 3:21-22). Настораживает нас именно это обстоятельство – ведь израильтяне жили отдельно от египтян - в «земле Гесем». Знаем это из книги Бытия (46:33-34): «Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец». У израильтян попросту не было никаких «соседок» египтянок!
Но и это еще не все! Мы можем с уверенность сказать, что израильтяне совсем не грабили Египет и не выносили из него никаких богатств! Это становится очевидным, когда обратимся к знаменитой истории с золотым тельцом – истории наверняка древней, по крайней мере, древнейшей, чем сама книга «Исход». Как известно, для его создания Аарон потребовал от израильтян принести ему «золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей» (Исх 32:2-3). Это и было единственные золотые вещи, которые имелись у израильтян в то время.
Проблема начинается тогда, когда Моисей, по приказу Всевышнего, приступает к работе над Ковчегом Завета и Скинией Собрания, на создание которых действительно ушло много золота, серебра, меди, шкур, тканей, дорогих пород дерева. Как уверяют современные исследователи Библии, и мы не можем с ними не согласится, история создания Ковчега и Скинии – намного более позднего происхождения, описывающая элементы литургии эпохи Второго Храма (восстановленного после Вавилонского пленения). Автор, чтобы придать этой литургии солидность, которую гарантирует древнее происхождение и испытанная веками традиция, решил перенести ее истоки во времена Исхода из Египта. Безусловно – Скиния Собрания это Второй Храм в миниатюре.
Однако, описывая это событие, автор столкнулся с проблемой – где в пустыне израильтяне могли взять все эти дорогостоящие материалы? Вот и появилась необходимость истории с ограблением Египта, которую редактор не совсем умело, вставил в повествование об Исходе. Кстати, если в Вавилоне иудеи жили среди вавилонян, история с обманутыми «соседками» уже не кажется такой невероятной.
Но и это еще не все проблемы! Можем задаться вопросом, где народ, сорок лет питавшийся манной, мог находить целые стада мелкого и крупного скота (не говоря уже о муке и масле) для совершения многочисленных жертвоприношений?
Для ранних Отцов Церкви история с ограблением Египта имела, прежде всего, аллегорический смысл: как евреи создали Ковчег и Скинию из египетского золота, так и христиане имеют полное право создавать свое вероучение, пользуясь чуждыми таковому материалами – греческой философией. Может быть, они были правы, и под «золотом Египта» следует понимать некую духовную действительность?
Единственной тайной Исхода остается Ковчег Завета. То что этот артефакт действительно существовал – нет никаких сомнений, но в эпоху Второго Храма он уже был утерян. По причине отсутствия материалов, он не мог быть создан в пустыне. Скорее всего – он был вынесен из Египта. Предположение кажется правдоподобным, поскольку подобные артефакты характерны для сакрального искусства египтян. Примером может служить хотя бы вот этот «ларец» Изиды. Может быть эзотерики правы, и Моисей действительно принадлежал касте египетских жрецов, задание которого было не в том, чтоб вывести из Египта еврейский народ, а вынести из него древнюю тайну – тайну Единого Истинного Бога? И это – настоящее богатство Египта, несравнимое ни с каким золотом.
http://www.youtube.com/watch?v=ANegEo7B7qM&feature=player_embedded
ОтветитьУдалить