Причиной конфликта послужило желание народа иметь над собою царя (1 Сам 8:5). Это желание было обусловлено непрекращающейся войною с филистимлянами – врагом настолько серьезным, что отпор ему мог дать только новый военный союз всех 12 племен, как во времена Моисея и Иисуса Навина. Духовная же власть после поражения в битве при Авен-Езере (1Сам 4) и утрате Ковчега Завета, показа свою неспособность принять на себя лидирующую роль в таком союзе. Самуил изо всех сил противится такому выбору. И неудивительно – с установлением сильной светской власти, власть духовная обязательно должна сдать свои позиции. В конце концов (после совещания со Всевышним), Самуил идет на уступки и соглашается на установление монархии.
Юноша, который отправился искать ослиц, даже не предполагал, что эта дорога заведет его на царский трон, но взошел он на него не столько благодаря помазанию Самуила, сколько проявившимся (при поражении аммонитян при Иависе Галаадском (1Сам 11)) качествам военного стратега, благодаря чему в него поверили вожди израильских племен и признали его верховенство над собою. Но первоначально он вовсе не был харизматическим лидером и отличившимся в битвах воином, как скажем Гедеон (Суд 8:22), которому предложили стать царем за его военные подвиги. Скорее всего, этот выбор был сделан ради его происхождения.
Саул был представителем племени Вениамина. «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт 49:27) – пророчествовал о нем Иаков. Почему именно это племя удостоилось чести стать стержнем нового союза Израильтян?
Согласно представленной карте, территориально племени Вениамина достался минимальный удел среди израильтян, наверняка и числом это племя не превосходило остальных «собратьев». Может быть, роль сыграло центральное географическое положение?
Но было в истории этого племени одно довольно скандальное происшествие, которое возможно могло повлиять на этот выбор.
Описана эта история в последних главах книги Судей (19-21). Это неприятнейшее событие произошло в Гиве Вениаминовой, где жители этого города до смерти надругались над наложницей некоего левита. Возмутившись, все племена Израиля, от Дана до Вирсавии, решают наказать преступников-извращенцев за содеянное злодеяние, хотя наказать следовало бы ее мужа, добровольно отдавшего ее истязателям (впрочем, возможно в этой истории укрыт некий аллегорический смысл). Как бы там ни было, а в результате кровопролитной осады Гивы, израильское ополчение, в конце концов, одерживает победу и практически полностью уничтожает все поколение Вениамина. Позднее приходит раскаяние за учиненный геноцид: «Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?» (Суд 21:3), и израильтяне решают восстановить это племя. Далее книга описывает полную несуразицу. Совершенно логично, что в войне погибли, прежде всего, мужчины: «Всех же сынов Вениаминовых, павших в тот день, было двадцать пять тысяч человек, обнажавших меч, и все они были мужи сильные» (Суд 20:46), но по какому-то странному стечению обстоятельств оказывается, что «истреблены женщины у Вениамина» (Суд 21:16)! Что все это может означать? – хотелось бы нам спросить у автора книги, если бы это было возможно. Создается впечатление, что этот автор (живший уже гораздо позднее) излагает, соединив в одну, две различные истории, которые дошли до него в устном пересказе. Более логично было бы предположить, что после истребления мужского населения, израильтяне решают по закону левирата «восстановить семя брату своему» и оплодотворяют овдовевших после битвы женщин. Если это было действительно так, и в исполнении этой священной обязанности участвовали все израильтяне, вполне возможно, что все они чувствовали с «новым» племенем Вениамина кровное родство.
Как бы там ни было, а лидерство Вениамина начинается и заканчивается с царствованием Саула. Саул совершил роковую ошибку – будучи властителем, исключительно светским, он решил принять на себя также регалии духовной власти. Сначала он самостоятельно приносит всесожжения (1Сам 13:8-14), а позднее не предает заклятию нечестивых Амаликитян, из-за чего вступает в спор с Самуилом, после которого тот окончательно отворачивается от него (1 Сам 15). Саул стал плохим примером для подражания для многих светских властителей, пытавшихся вмешиваться в дела религии. И как учит нас история – такое вмешательство никогда добром не заканчивается.
продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий