Почему израильтяне остались в Египте после изгнания гиксосов? Может, их племена не представляли для египтян опасности? Или может быть, израильтяне вступили в союз с Египтом, обязуясь охранять границы их царства? Так или иначе, а израильтяне по библейским данным пребывали в Египте целых 430 лет (Исх 12:40), и только последние поколения были обращены в рабство, или просто – принуждены к тяжелым работам над строительством городов. А перед этим, весьма правдоподобно, потомки Иакова мирно пасли свои стада в земле Гесем, не вмешиваясь в дела Египта и не создавая для Фараона никаких проблем. 400 лет – срок весьма значительный, и в Египте за это время произошло довольно много интересного. Сыграли ли израильтяне в этой истории какую-либо роль?
Меня больше интересует другой вопрос: как могла выглядеть религия израильских племен этого периода? Никакого святого писания, иметь они не могли, а представления о Боге или богах могли иметь самые разнообразные (без идолопоклонства не обошлось – это факт). Но так как не существовало на Земле ни одного народа без религии, пусть даже самой примитивной, так и у израильских племен таковая обязательно существовала. Весьма правдоподобно, что эта религия мало чем отличалась от верований любых других племен кочевников-скотоводов. Взяв за основу теорию Фрэзера, изложенную в «Золотой Ветви», можем предположить, что этот религиозный культ выглядели приблизительно так:
Центральным ритуалом этой религии было жертвоприношение ягненка, происходившее в определенный день весны. Только позднее этот обряд связали с Исходом – и это была своего рода попытка объяснить древний ритуал, повторяемый из года в год, значения которого никто не понимал. А ритуал вероятно, как и у многих первобытных племен, был связан с празднованием прихода весны – времени, когда пустыня покрывалась зеленью, что знаменовало для скотоводов начало года – их жизненного цикла. И как все первобытные люди, относящиеся к природе с мистическим трепетом, также и израильтяне жаждали причаститься к этой витальной силе природы, вкушая мясо жертвенного агнца. Вполне возможно, что их далекие предки совершали в этот день человеческие жертвоприношения – приносили в жертву вождя-божество – «царя-бога» (см. «о жертвоприношении»). Со временем, вождь отказался приносить себя в жертву, предоставив эту роль своему первородному сыну. В жертву приносилось все первородное – от человека до скота, и косвенные «улики» таких обрядов можем найти в Библии: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх 13:2), или «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исх 22:29). Со временем первородного сына на жертвенном алтаре заменил ягненок.
Баран, принесенный в жертву Авраамом вместо Исаака, возможно, был первым таким жертвоприношением (Быт 22:13), а вся эта история – религиозно-приемлемым обоснованием подмены жертвы (некоторые из израильских племен в действительности были потомками Авраама – это бесспорно). А что же стало с первородным сыном, особа которого все еще считалась «священной»? Он из жертвы превратился в жреца – священника приносящего жертву. Итак, можем предположить, что перед Исходом, религиозный культ, заключающийся в ежегодном жертвоприношении которое в каждой семье совершал первородный сын, а по сути – глава семьи, рода, племени, ведь первородный сын, в конце концов, занимал место отца.
Однако во время Исхода, или быть может чуть позже (во время странствования в пустыне) происходит религиозная реформа. Ее автор – Моисей, а непосредственные исполнители – Аарон и его сыновья. Реформа заключалась в том, что жреческая власть отныне переходила к поколению Леви – левитам: «вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы - Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь» (Числа 3:12-13).
Моисей, таким образом, совершает первую в истории попытку объединения израильских племен, поставив в основу этого единства – религию. Вожди-священнослужители, их первородные сыновья, посвященные Богу, не могли обеспечить религиозное единство – только самостоятельная каста жрецов, передающая свое ремесло из поколения в поколение – по примеру египетских (с которыми Моисей был знаком очень хорошо).
Был ли род левитов одним из древних израильских племен, или сформировался уже во время Исхода, как самостоятельная каста священников? Принадлежал ли сам Моисей к этому роду, и был ли он братом Аарона? Быть может, левитами были опальные египетские жрецы – представители некой тайной секты, признанной официальной религией вне закона?
Интересен тот факт, что о священническом призвании Леви, совершенно не упоминает Иаков в своем эпическом благословении 12 сыновей (Быт 49). Мало того, его благословение выглядит скорее как проклятие: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49:5-7). Эта речь Патриарха наказывает братьев за жестокую резню, которую они учинили в Сихеме, отомстив за бесчестие своей сестры (Быт 34). Эти благословения Иакова были написаны (и наверняка также исправлены) гораздо позднее, но тот, факт, что патриарх не пророчит Леви священство (так как Иуде – царство) остается загадкой. Совсем другое дело - апокриф «заветы 12 патриархов», в котором это священническое служение Леви подчеркивается недвусмысленно, да еще в перспективе явления Мессии: «ибо ты близ Господа будешь стоять, и служителем Его будешь, и тайны Его будешь возвещать людям, и об избавлении Израиля будешь проповедовать» (2:10), и «Он сказал мне: Левий! Тебе Я дал благословения священства, доколе Я, пришедши, не буду обитать в среде Израиля» (5:2).
Одно небольшое упоминание о «множество разноплеменных людей» (Исх 12:38) вышедших из Египта вместе с израильтянами (а может быть в числе израильтян?) дает нам право предполагать, что толпы людей вышедшие из Египта были довольно разнообразны по происхождению, и то до такой степени, что не могли стать единым народом на этническом уровне. 12 племен создали временный военный союз с целью исхода из Египта и завоевания Ханаанской земли, а после завоевания таковой – четко разделили границы своих владений, ясно давая понять друг другу, что строить единое государство и быть одним народом они не намерены. Но совсем другое дело – уровень религиозный. Вероятно, Моисей даже не пытался составить из этих племен единый народ, его цель была – создание единой религии истины – религии, основанной на вере в Единого Бога, Бога, который должен был стать Богом всех племен и народов, а не одного только «избранного»…
На эту же тему: «золото Египта»
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий