Из всех завещаний Иакова, пророчество об Иуде наиболее возвышенное: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49:8-10). Поэтому, нет сомнений, что написано оно было уже post factum – после того, как Давид возвысил свое племя, взойдя на престол Израиля, и получил обещание, что ожидаемый Мессия произойдет из его чресл.
Кем был Давид? Бесспорно – настоящим львом: коварным узурпатором, кровавым воителем, жестоким убийцей и бессовестным прелюбодеем. Авторы этого фильма не открыли ничего нового:
Но Бог возлюбил Давида не за его преступления. Давид прекрасно сознавал свою греховность, о чем Библия не умалчивает, но также он умел каяться, сокрушаться, и это его покаяние было искренним. В отличие от Саула, Давид уважал духовную власть и относился к ней с должным почтением. Он окружил себя священнослужителями и пророками и старался ни шага не ступить без их советов (конечно кроме своих грехопадений). Что должен был чувствовать пророк Нафан, обличая Давида в его грехах? Наверняка страх перед всесильным монархом. Но его не постигла судьба Илии и Иоанна Крестителя, потому что Давид не был таким как Ахав или Ирод.
Но сейчас нас больше интересует не нравственный облик величайшего царя Израиля, а его происхождение. Очень интересный факт, о котором свидетельствует Библия – Давид был блондином (!): «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем» (1Сам 16:12). Этим обстоятельством должны бы были заинтересоваться расовые теоретики Третьего Рейха. Откуда в семитской среде взялись столь ярко выраженные приметы нордической расы? И наверняка Давид не был единственной «белой овцой» в иудейском стаде.
Из других древних источников знаем, например, что шумеры называли себя «черноголовыми». Но кем были те белоголовые, от которых шумеры хотели себя отличить?
Племя Иудеев всегда держалось несколько обособленно от других израильских племен. Виновно ли в этом только географическое положение их земель, или все потому, что другие племена считали их слегка чужими? Это отчужденность проявляется уже в истории о самом их родоначальнике – Иуде, который некогда «отошел от братьев своих…» (Быт 38:1). После падения дома Саула, Давид становится царем исключительно в Иудее, и как кажется, даже не рассчитывает на то, чтоб стать правителем всех израильтян. Но вожди израильских племен сами предлагают ему корону Саула: «И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы - кости твои и плоть твоя; еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: „ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля". И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем» (2Сам 5:1-3). Можем себе представить, с каким трудом далось израильским старейшинам такое решение, но они прекрасно понимали, что в существующей геополитической ситуации только твердая рука царя может объединить их в борьбе против общего внешнего врага. Была ли какая-нибудь перспектива у этого союза? Думаю, что нет, и при первой возможности израильские племена собирались этот «завет» нарушить.
Первая такая возможность представилась во время попытки государственного переворота, лидером которого стал сын Давида Авессалом. Интересно именно то, что переворот этот поддержал «весь народ израильский» (2Сам 16:15). Наверняка, став на сторону Авессалома, израильтяне надеялись, что при новом, более слабом царе, им удастся снова обрести независимость. Но попытка переворота не удалась, и «Израильтяне разбежались по своим шатрам» (2Сам 19:8).
Мудрая (хотя временами также жестокая) внутренняя политика Соломона позволяла ему удерживать трон и единство страны, но уже при его сыне Ровоаме, заветная мечта израильтян сбылась: «какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид!» (1Цар 12:16). С тех пор «скипетр не отходил от Иуды», но власть этого скипетра распространялась исключительно на самого Иуду.
Интересно, что пророк Иезекииль, говоря о происхождении Израиля говорит следующее: «твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Иез 16:3). Впрочем, он говорит это о «дщери Иерусалима» - т.е. об Иудее, или может быть имеет ввиду иевусеев, владевших Иерусалимом перед Давидом? Но далее (16:46), он говорит также о «сестрах» Иерусалима - Самарии (что можно понять) и Содоме (что понять сложно). Может пророк имеет ввиду не кровное происхождение а нравственное – родство во грехе?
Интересно, что пророк Иезекииль, говоря о происхождении Израиля говорит следующее: «твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Иез 16:3). Впрочем, он говорит это о «дщери Иерусалима» - т.е. об Иудее, или может быть имеет ввиду иевусеев, владевших Иерусалимом перед Давидом? Но далее (16:46), он говорит также о «сестрах» Иерусалима - Самарии (что можно понять) и Содоме (что понять сложно). Может пророк имеет ввиду не кровное происхождение а нравственное – родство во грехе?
ОтветитьУдалитьВот интересно сейчас израильтяне скучают по своему Сталину?
ОтветитьУдалить