(Genesis 5)
Отделившись от дома Давида, израильтяне, однако не распадаются на множество удельных княжеств, а создают единое государство, костяком которого становится племя Ефремлян. С тех пор даже слово «Ефрем» в Библии (особенно у пророков: Исаии, Иеремии и Осии) становится синонимом «Израиля», также как «Самария» - город, ставший столицей Северного Царства.
Рембрандт, Иаков благословляет сыновей Иосифа
По легенде Ефрем был младшим сыном (старшим был Манассия) Иосифа Египетского (Быт 41,52), о котором Иаков пророчествовал: «отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; (…) Оттуда Пастырь и твердыня Израилева» (Быт 49:22-24). Иаков усыновляет обоих братьев как собственных сыновей (Быт 48:5), и хотя Ефрем был младшим из двух братьев – Иаков благословляет его правой рукой (Быт 48:14). Немаловажен и тот факт, что их матерью была «Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского» (Быт. 46:20). Может быть, за этой легендой скрывается реальная история о двух группах этнически близких египтянам и даже приближенных к касте жрецов, которые накануне исхода из Египта были приняты в союз израильских племен («усыновлены») на равных правах?
Именно в Египет от преследования Соломона сбежал Иеровоам, сын Наватов – Ефремлянин, будущий царь Израиля (1Цар 11:26-40). По воцарении же своем над десятью коленами Израиля, Иеровоам совершает то, что Библия называет «введением Израиля во грех» - это была своего рода религиозная реформа (1Цар 12:26-33). Причины ее были чисто политические. Боясь, что «народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем» и из-за этого «сердце народа сего обратится к государю своему», Иеровоам строит два святилища – в Дане и Вефиле, в которых помещает двух золотых тельцов (прям как под Синаем) и провозглашает: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской», а кроме того устанавливает священников «из народа, которые не были из сынов Левииных». Эта история изложена с точки зрения правоверных Иудеев, поэтому выглядит как обращение Иеровоама в язычество, но это не так. Иеровоам продолжает верить в Истинного Бога (выведшего народ из Египта), но он совершает то, что ныне мы называем церковною схизмою. По этому пути пойдут все властители, ставящие политические интересы выше религиозных. Создать собственную «национальную» церковь – лучшее средство для обретения политической независимости. Еще лучше – объявить соседей еретиками, тогда и враждовать с ними можно без угрызений совести, ведь теперь это вражда не с единоверцами, а с мерзкими отступниками. Абсолютно все схизмы происшедшие в христианстве произошли подобным образом – по чисто политическим причинам.
Что стало с Ефремом и союзными с ним племенами после падения Самарии? Согласно Писанию «царь Ассирийский переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (2Цар 17:6), а «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима - перевел и поселил в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее» (2Цар 17:24), со временем они приняли веру в «местного» Бога и стали прародителями «самарян» времен Христа. До конца ли это правда? Это переселение народов не могло быть таким уж глобальным. Трудно поверить в то, что ассирийцам удалось вывезти абсолютно всех израильтян, да и после изменения геополитической ситуации в регионе, изгнанники или точнее их потомки могли вернуться.
Преувеличить размеры этого переселения могли иудейские реформаторы времен книжника Ездры, с целью устранить возмож конкурентов на пути построения идеального теократического государства, построенного на национально-религиозной идеологии. Иудеи никак не могли простить своих «собратьев» израильтян, и чтоб окончательно отмежеваться от них - объявили их чужаками.
Иудейский царь Иосия, который воспользовавшись падением Ассирии, присоединяет к своему царству территорию Израиля, первым делом уничтожает святилище в Вефиле и капища в других Самарийских городах (2Цар 23:15-18). Какие народы встретил он на этой земле? Кого старался вернуть «в лоно истинной Иерусалимской Церкви»? «Жители города» (Вефиля), которые рассказывают царю историю памятника на могиле «человека Божия» (2Цар 23:17) совсем не похожи на пришельцев из чужих земель.
Женщина-самарянка в разговоре с Иисусом у колодца, называет патриарха Иакова «нашим отцом» (Ин 4:12) и наверняка имеет на это полное право. Самаряне – в большинстве своем потомки израильтян, но иудеи считают их чужими, может быть потому, что израильтяне всегда были для них чужими?
Из всего изложенного можем сделать вывод, что «избранный народ» никогда не был единым народом. Народы, к каким бы этническим или языковым группам они не принадлежали, объединенные единой верой в Единого Истинного Бога – вот настоящий «избранный народ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий