Многие загадки древней истории, описанные в Библии и преподнесенные ее авторами как чудо, не дают покоя современным ученым, жаждущим дать рациональное объяснение не подвластным науке тайнам. Рухнувшие стены Иерихона – одна из таких тайн, оставшаяся доныне нераскрытой.
Объяснение, которое приводят авторы фильма, бесспорно, заслуживает право на существование. Но вот незадача – стены Иерихона рухнули в действительности, а не символически. И археологические исследования это подтвердили. Также очень важный факт, доказанный археологами - город был уничтожен, но не разграблен. Зачем нужно было рушить стены города, который можно было захватить целым и невредимым, чтобы использовать в собственных целях? В конце концов, иорданская долина намного плодороднее иудейской пустыни, а для защиты рубежей Израиля Иерихон мог бы еще долго служить в качестве крепости.
Но наша цель не доказывать историческую правдивость описанных в Библии событий. Мы попытаемся, на основе библейского текста (написанного конечно намного позднее описанных событий), взглянуть на религиозное мировоззрение людей бывших очевидцами этих событий и принимавших в них непосредственное участие.
Как для людей верующих во всемогущество Божие, для нас не составляет никакой проблемы уверовать в чудо – в Божественное вмешательство, разрушившее непреступные стены древнейшего города. Но, опять-таки, как верующие люди, мы можем и должны задать другой вопрос: почему Бог приказал «предать город заклятию» - т.е. полностью уничтожить в нем все живое? Что израильтяне и сделали: «И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом» (Ис Нав 6:21). Этот геноцид как-то не укладывается с нашим представлением о Боге благом и милосердном. И если мы признаем божественное происхождение первого (падения стен), то будем вынуждены признать и божественное происхождение второго (приказа уничтожить население).
Авторы фильма считают, что такое проявление жестокости было только лишь психологическим фактором устрашения соседних племен. И нужно признать, устрашение подействовало. Но зачем нужно было истреблять овец и ослов? Неужели для того, чтоб устрашить в Ханаанской земле других домашних животных? Создается впечатление, что это «предание заклятию» имеет намного более глубокий смысл – мистический смысл.
Историки могут оправдать жестокость древних людей их дикими нравами – мол, такие были времена… Но как теологу оправдать жестокость Бога (избегая аллегории, благодаря которой Отцы Церкви очень часто выходили из таких затруднительных положений), ведь Бог – во все времена тот же? Бог, конечно, не изменялся, но изменялась теология – т.е. наши человеческие попытки Его понять, постичь Его волю и правильно исполнить ее. Далеко не всегда в Израиле восставали пророки и прозорливцы, общающиеся со Всевышним напрямую, поэтому вожди воинства Господня зачастую должны были определять Его волю по сновидениям и всевозможным знамениям – атмосферным явлениям и природным катаклизмам (или еще того хуже – гаданиям, как при помощи урима и туммима).
Какие же «знамения» могли стать причиной возникновения в Израиле «теологии заклятия», существовавшей довольно долгий период и ставшей прародительницей «теологии» Священной Войны, воспринятой идеологами, как ислама, так и христианства?
и скорее всего так оно и было. но моя задача не восстановить историческую правду, а определить ее влияние на теологическую мысль - ставшую землятрясением намного более разрушительным.
Есть другое мнение - и про это тоже есть фильм - что Иерихон был разрушен землетрясением
ОтветитьУдалитьи скорее всего так оно и было. но моя задача не восстановить историческую правду, а определить ее влияние на теологическую мысль - ставшую землятрясением намного более разрушительным.
ОтветитьУдалить