Осуждение Галилея
Наверняка каждому современному школяру известна история о великом ученом Галилео Галилее и его осуждении фанатичными мракобесами. Только жесточайшие пытки и угроза костра смогли сломить волю великого ученого и заставили его отречься от истины. В этом противостоянии открылось «истинное лицо Церкви» (или даже религии вообще) – тоталитарной организации, которая призвана бороться с наукой. Восхищаясь стойкостью великого ученого, не побоявшегося бросить вызов этой «машине для подавления и угнетения разума и воли», мы беспощадно осуждаем не только Католическую Церковь тех времен, но и любую религию вообще, поскольку любая религия противоречит науке, как и вера – противоречит разуму – это основополагающий догмат атеизма, пытающегося склонить науку на свою сторону. Хотя, главный герой этого конфликта вовсе не был атеистом.
О Галилее написано много… также в сети можно найти подробные истории о его героической жизни и неутомимой борьбе с мракобесием. Мне не хочется повторяться, поэтому изложу эту историю вкратце, обращая внимание на факты, о которых не любят вспоминать идеологи атеизма, вознесшие Галилея на свои алтари. Но для начала – небольшая предыстория.
Как современный человек представляет себе средневековье? Темные времена, толпы уродливых фанатиков, которые пуская слюни, тыкают пальцами в красивую девушку и кричат: «ведьма!». И над всем этим – беспощадная машина Церкви, держащая народ в повиновении, заключив его в темнице разума – в темнице религиозных, а значит заведомо ложных представлений об окружающем мире, в страхе перед силами природы, который человек не мог объяснить, в страхе перед адом, в который неизменно попадут все, кто пытается постичь загадки мироздания. Конечно, тогда существовали такие лженауки как алхимия и астрология, которые не только дискредитировали настоящую науку, но и еще больше погружали мир во мрак невежества. Но, уже в те времена появлялись ученые – светлые умы, пытающиеся вырваться из под гнета религиозного мракобесия. Наверно это были какие-то бродячие философы, которые спасаясь от преследований инквизиции, переходили из города в город, находили учеников, которым успевали передать свои знания, перед тем как их самих сжигали на кострах. Книги, конечно, тоже сжигали, поэтому знания передавали из уст в уста…
Только вот почему-то исторические факты открывают перед нами совершенно другую картину. Возьмем, к примеру, XIII век – время расцвета интеллектуальной жизни. После основания еще Карлом Великим Парижского Университета, каждый уважающий себя город стремиться открыть собственную высшую школу. Куда же смотрит Церковь? Как она допускает такое безобразие? Согласно с тезисом, что Церковь всегда преследовала ученых, инквизиция должна была бы отправлять на костер каждого выпускника такого университета, а уж тем более всех профессоров! Где Церковь? А она в первых рядах! На университетских кафедрах. Не только покровительствует университетам, но и обеспечивает им преподавательский состав. Абсолютное большинство профессоров – монахи, ведь перед этим очагами и центрами интеллектуальной жизни были монастыри, в которых не только сохраняли древние знания, но и преумножали их. Конечно, Церковь разрешала это безобразие только потому, что изучали в этих университетах - религиозное мракобесие (т.е. теологию), да и сами эти т.н. «университеты» на самом деле были школами религиозного фанатизма. Но ведь именно из этих школ и вышли Коперник, Галилей и даже баламут Джордано Бруно, который ничего общего с наукой не имел.
Коперник, как известно первый выдвинул гипотезу о гелиоцентрической модели мироздания. Подчеркиваю слово «гипотеза», так как никаких научных доказательств этой системы он не предоставил. Надеюсь каждый, кто хоть немного знаком с наукой, понимает, что любая теория, какой бы «очевидной» она не казалась, нуждается в доказательствах. Хотя очевидной казалась как раз геоцентрическая модель, и каждый, кто ставил ее под сомнение, выглядел не столько еретиком, сколько безумцем.
И вот, спустя почти столетие, наш герой – великий ученый, решил, что он нашел необходимые доказательства! Был ли Галилей великим ученым? Бесспорно! И как всякому ученому ему были присущи ученые слабости – зависть к другим ученым и ревность касательно своих открытий. Найденные им доказательства казались ему настолько очевидными, что он всерьез перепугался, что эта же идея может прийти в голову другому ученому, или – что еще хуже – кто-нибудь украдет его идею и опубликует раньше него под своим именем! А потом попробуй – докажи, что я был первым! И поэтому наш великий ученый начинает решительно действовать. И конечно эти действия не остались без внимания церковных мракобесов, которые всерьез испугались, что если ученый докажет, что Земля вертится вокруг Солнца – это навсегда подорвет зиждущийся на невежестве и обмане авторитет Церкви.
Почему же Церковь с таким рвением защищала геоцентрическую модель? Ни один: ни вселенский, ни поместный собор никогда не утверждал, что геоцентрическая система является догматом веры. Автором этой системы был Клавдий Птолемей – александрийский язычник. Метафизические основы под это учение подвел еще Аристотель – также язычник. С какой это стати Церковь должна защищать эту доктрину, а не учение честного христианина и доброго католика – Коперника? Да в том то и дело, что это не Церковь защищала эту систему, а тогдашний ученый мир. Который, в силу сложившихся обстоятельств, в персональной плоскости был тождествен Церкви. Уже не все ученые были монахами или священнослужителями, но все были верующими. И нет ничего удивительного в том, что верующие ученые стремились объединить истину веры и истину науки – ведь истина не может противоречить истине. Можно ли их за это осуждать? А разве атеисты не поступают также? Конечно – в Библии есть несколько текстов, как нам кажется на первый взгляд, подтверждающих геоцентризм. Вопрос в том, как следует трактовать такие тексты – а это уже вопрос теологии, а не астрономии. Мы можем смеяться над библейскими цитатами, которые использовались в защиту геоцентризма, например: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Экклезиаст 1:5), но разве сегодня мы не говорим «солнце взошло», хотя на самом деле знаем, что это земля обернулась?
Мы представляем, что судьями Галилея были тупые фанатики-инквизиторы, которые на «научные» аргументы ученого отвечали библейскими цитатами, но на самом деле этими судьями были университетские профессора. Большинство из них были иезуитами, но совсем не потому, что члены этого ордена отличались особенным рвением в борьбе с учеными, а потому что именно в их колледжах изучение астрономии находилось на высшем, на то время, уровне. Мы представляем, что тупые фанатики требовали от великого ученого отречься от своей ереси, не дав ему возможности оправдаться, а в действительности – коллеги-ученые попросили его как раз представить эти самые доказательства. И он их представил!
- Приливы и отливы! Вот неоспоримое доказательство вращения Земли. Поскольку Земля крутится, вода в океанах разбалтывается, и именно из-за этого происходят приливы и отливы, - гордо заявил великий ученый.
- Любезный коллега, – возразили тупые фанатики, - но наш тупой религиозный фанатизм утверждает, что приливы и отливы зависят от движения Луны.
- Да причем тут Луна! – смело воскликнул великий ученый, с презрением глядя на тупых фанатиков, - неужели ваш тупой религиозный фанатизм настолько ослепил вас, что вы не можете увидеть очевидное?
К сожалению, тупые фанатики не вняли голосу великого ученого и не приняли его «доказательства». Но великий ученый не остановился на этом. Он все еще был уверен в своей правоте и продолжил свою борьбу с мракобесием. Но вместо того, чтоб как подобает ученому, писать диссертации и искать настоящие доказательства, он решил написать произведение скорее научно-популярного характера – диалог (ну прям как Платон!). Поскольку он был написан не на научной латыни, а на разговорном итальянском, само собою разумеется, что адресатами его были вовсе не ученые, а простолюдины. А если учесть тот факт, что простак «Симпличио» выступающий в этом диалоге на самом деле – папа Урбан VIII (который был давним другом Галилея), можно предположить, что целью стараний великого ученого было вовсе не торжество науки, а дискредитация главы Церкви. Но папа оказался не таким уж и простаком, чтобы не понять этого (воспринял ли он это как личное оскорбление? Возможно). Так великий ученый ввязался в очень неприятную историю с очень яркой политической окраской.
Напомним, что политическая ситуация в Европе была довольно напряженной: шла «Тридцатилетняя война» - весьма кровопролитный конфликт с протестантами. Кроме внешних врагов были враги и внутренние – протестантские идеи распространялись также и в католических странах, а принимали их, как правило, те, кто был недоволен политикой Святого Престола. В такой ситуации, любая попытка подрыва авторитета папы могла привести к серьезной смуте. Можем ли мы удивляться, что действия Галилея были восприняты именно в таком ключе?
Но вместо того, чтоб по законам военного времени расстрелять Галилея без суда и следствия, его вызывают в Рим на очередное разбирательство. И мы снова представляем себе тесное мрачное подземелье и закованного в цепи престарелого ученого, которого подвергают жестоким пыткам, стремясь сломить его несгибаемую волю. Но нет, Галилей отстаивал свою правоту, живя в папском дворце, в пятикомнатных апартаментах с видом на Ватиканские Сады, питаясь с папского стола.
Конечно, ему снова пришлось отречься. Ведь никаких новых, более веских доказательств он не представил. Инквизиция назначила ему жестокое наказание – на протяжении трех лет он был обязан каждую неделю прочитывать семь покаянных псалмов. Уже по своей собственной воле он продолжал их читать и после завершения назначенного срока. Жил он под домашним арестом – на вилле, где мог беспрепятственно заниматься наукой и принимать гостей – как ученых, так и церковных сановников.
Как бы там ни было, а по-настоящему весомые доказательства того, что Земля вертится, появились только в 1851 году, когда Жан Фуко продемонстрировал в Парижском Пантеоне свой знаменитый маятник. До этого времени эта прекрасная теория оставалась недоказанной гипотезой. Нужно ли винить Церковь в том, что она не признавала ее?
Но эта история неожиданно получила продолжение. В 1992 папа Иоанн-Павел II официально оправдал Галилея. Это событие было воспринято с удивлением и недоумением в Церкви, реакция же ее противников вообще вышла за рамки адекватности. Появились комментарии типа: «только в 1992 Церковь признала, что Земля вращается вокруг Солнца» или вообще абсурдное заявление: «наконец-то Церковь перестала верить, что земля стоит на трех китах».
Ни перед Галилеем, ни после него вопросы вращения Земли не являлись предметом веры, а какие бы то ни было научные концепции – не являлись и не являются догматами Церкви. Проблемы Церкви – это проблемы богословия. Галилей был осужден за ересь, так как его научные воззрения имели прямое воздействие на способ интерпретации Святого Писания – а это уже компетенция богословов, а не астрономов. Поэтому он формально оставался еретиком, хотя гелиоцентрическая система уже давно была признана Церковью.
В 1981 г. по указанию Папы Иоанна-Павла II была создана понтификальная комиссия, состоявшая из видных ученых, юристов и богословов. После 11 лет работы члены этой комиссии пришли к выводу, что Галилей, предлагавший отказаться от буквального толкования Библии при обсуждении новых явлений и научных теорий, был прав, причем не только с научной, но и юридической, а также теологической точек зрения. Тем самым 31 октября 1992 г. Римско-католическая Церковь признала ошибочным свое осуждение Галилея как еретика.
В общем не понятно о чём. Кроме того есть некоторые фактические неточности.
ОтветитьУдалитьВо-первых гелиоцентрическую теорию первым предложил ещё Филолай из Кротона в V веке до РХ.
Коперник же сделал теорию движения планет вокруг Солнца. И эта теория согласовывалась с астрономическими наблюдениями того времени. Так что это было именно научное доказательство. Не хуже чем доказательство существования бозона Хигса. Который тоже не более чем математическая модель, которая как-то согласуется с некоторыми наблюдениями.
Позже Кеплер доказал, что Коперник был не прав - небесные тела движутся не по окружностям, как считал Коперник, а по эллипсам. А это было куда серьёзней. Так как с античных времён круг считался идеальной фигурой, лучше всего подходящий для небесных сущностей.
Теперь Галилей - он и без Коперника сделал больше открытий при помощи своего телескопа. Но открытиями он не делился, а скрывал в лучших традициях уходящей эпохи. Так что в тщеславии его обвинять как-то странно. Вот Ньютон - другое дело. (Но это иная история)
И самое интересное: какое дело церкви вообще и архиепископу римскому до всего этого дела? В Библии нет ничего о том вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот. Да, но там также нет ни слова и о нём самом. Нет никаких указаний на то что именно именно архиепископ римский должен руководить всеми верующими. И не только в духовных вопросах.
Церковь, а не религия вообще, создала такую модель мира в которой ей отводилось центральное место. Самый главный бог, сразу после него - Папа, потом кардиналы, епископы, короли, дворяне, и так далее. Все они живут на божественной Земле, освещаются божественным Солнцем. А вокруг всего вращаются планеты и звёзды. А если Солнце заурядная звезда, которых во Вселенной миллиарды, и у каждой есть планеты и даже обитаемые, то и власть Папы не такая уже божественная как кажется. Ведь на других планетах тоже живут такие же папы и так же утверждают что они первые после бога. (О чём собственно и писал Джордано Бруно). А раз так, то нет никаких теологических, мистических и тем более научных оснований подчиняться папской власти. Вот так Реформация использовала науку в своих интересах.
А что до оправдания Галилея - не думаю что Галилею оно нужно. тем более сейчас.
О! Большое спасибо за очень интересный ответ! Теологам следует чаще общаться с астрономами – это бесспорно!
УдалитьКак Вы заметили, моя статья вовсе не научная, и даже не научно-популярная – скорее сатирическая, поэтому приношу глубокие извинения за допущенные неточности касательно открытий Коперника и других ученых мужей к коим я испытываю глубочайшее уважение! Включая того же Галилея. Но факты остаются фактами – если Галилей хотел так тщательно скрывать свои открытия, зачем тогда издавал (к тому же обманным путем) этот свой «Диалог»? И то, что его коронным доказательством вращения Земли были именно приливы-отливы – тоже факт (лично читал материалы его процесса).
А то, что Бруно, и многие другие (идеологи, а не ученые) использовали и продолжают использовать научные открытия в антицерковных интересах – правда. И если Церковь на это реагирует – ее считают преследователем науки. Справедливо ли это?
Вот интересный фильм. Это история Иоганна Кеплера, где важное место занимает и Галилей.
УдалитьКогда Солнце останавливается
В плане популяризации и сокрытия открытий тут история интересная. С одной стороны Галией издавал чуть ли не первый в мире научный журнал, а с другой известна история что когда Кеплер попросил Галилея прислать ему телескоп тот ответил загадочной анаграммой:
Эта анаграмма о важнейшем наблюдении, ставшем прекрасным доказательством устройства Мира по Пифагору и Копернику: «Smaismrmielmepoetaleu mibuvnenugttaviras»
До сих пор есть несколько вариантов что это может обозначать.
В этом фильме говорится что речь идёт о фазах Венеры
В других источниках говорится о спутниках или кольцах Сатурна. Есть предположение что это могли быть спутники Марса.
С другой стороны Галилей всё же печатал журнал. Это был один из способов пробиться в высший свет, доказать всем, что Галилей единственный и самый великий учёный. Поэтому он и не отправил телескоп Кеплеру, что бы тот вдруг не открыл что-то такого чего сам Галилей не заметил.
Другой вопрос, более интересный: почему Кеплер не подвергался преследованиям церкви за свои открытия? Ведь его открытия были более значимы. До него никто не предполагал что планеты вращаются не по кругу, не важно вокруг Солнца или Земли. До такого не додумались ни Аристотель ни Галилей. Кроме того планеты движутся неравномерно, и этот также расходилось со всеми представлениями о небесной механике - как птолемеевской таки коперниковской. Наконец наблюдая сверхновую 1604 года он доказал, что она гораздо дальше Луны. А значит в мире звёзд не всё постоянно: они рождаются и умирают даже сейчас. В то время как в Пятикнижии говорится что Бог создал на четвёртый день. Это ещё больше опровергает религию чем является ли Земля центром Мира.
Но вот оказывается, что нет. Это оказывается Библии не противоречит и никто Кеплера не преследовал.
Наверное дело не в науке, а в мировоззрении, которое задаёт систему координат: Земля центр вселенной, Рим - пуп земли, Архиепископ римский - самый главный, первый после Бога. Вот эту систему церковь и отстаивала, а наука просто подвернулась под руку.
"А значит в мире звёзд не всё постоянно: они рождаются и умирают даже сейчас. В то время как в Пятикнижии говорится что Бог создал на четвёртый день. Это ещё больше опровергает религию чем является ли Земля центром Мира."
УдалитьИ люди рождаются и умирают даже сейчас, как и звезды и другие создания. Это тоже противоречит Пятикнижию?
"Рай на востоке Бог, без сомнения, насадил уже после, и произрастил в нем всякое дерево приятное на вид и хорошее для пищи, однако нельзя сказать, что Он прибавил теперь к творению что-нибудь такое, чего не сотворил раньше и что захотел прибавить после к тому совершенству, по которому в шестой день нашел все добро зело; но так как все природы кустарников и деревьев произведены были в первом творении, от которого Бог почил, приводя потом в движение и управляя в течение времен всем, что сотворил и от сотворения чего почил, то тогда Он насадил не только рай, но и все то, что рождается теперь. Ибо кто другой творит все это и ныне, как не Тот, Кто доселе делает? Но теперь Он творит из того, что уже существует; тогда же еще ничего не было и все сотворено в то время, когда явился день, который не существовал и сам, т. е. духовная или разумная тварь." Св. Августин http://aleteia.narod.ru/august/genes/genes5.htm
Ну да, и жизнь появляется каждый день, черви рождаются из грязи, а мухи их фекалий. Мракобесию нет предела.
УдалитьВсё это не объясняет факта почему церковь одних учёных считала опасными и боролась с ними, а других не трогала. Ясно только одно - дело не в науке, а в самих учёных.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить