(продолжаем тему)
Свои отношения с Богом люди всегда представляли и строили согласно схеме, которая была принята в их обществе между вышестоящими и подчиненными. Определение «раб Божий» конечно же, появляется в эпоху рабовладения, отсюда и образ Бога – самодержавного царя, восседающего на троне, власть которого не ограничена никакими рамками, а его подданные, к какому бы сословию они не принадлежали – все равно являются его рабами.
Гробница Кира Великого
Слово Κύριος – Господь, которым мы именуем также Всевышнего, происходит от имени Κῦρος. Для древних греков этот персидский царь стал олицетворением верховной власти, поэтому имя его стало нарицательным.
В этом случае определение «раб» совсем не обязательно означает беднягу закованного в цепи со шрамами от кнута по всему телу. Ведь в этом обществе даже наивысший сановник был рабом. А обязанность раба – быть верным и послушным господину, а за верность можно надеяться получить какой-нибудь бонус.
В средневековой Европе на взаимоотношения человека с Богом смотрели как на взаимоотношения вассала и сеньора. Меняется и схема подчинения: вассал клянется в верной службе, но и сеньор – сюзерен, также дает свои гарантии вассалу. Средневековье было более требовательно к Богу.
Сегодняшний мир, хоть и не называет Бога «президентом», но как кажется, относится к Нему именно так – как к избранному нами чиновнику, который должен исполнить свои предвыборные обязательства. А если Он нас разочарует – выберем себе другого.
Когда Христос говорит: «Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» (Ин 15:15), Он предлагает нам совершенно другой род взаимоотношений. И правду говоря, Иисус не предлагает ничего нового – «друзьями» Бога были Авраам и Моисей. Бог всегда хотел дружить с человеком. Почему мы не можем принять дружбу Бога? Не потому ли, что мы еще не стали достаточно свободными для этого? Полностью вышеприведенная цитата звучит так: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Таким образом, главное отличие между рабом и другом – знание воли Отца, открытое Иисусом. Это и есть та «истина», которая должна сделать нас свободными.
Что имеет в виду Иисус, когда говорит: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32)? Из дальнейшего разговора узнаем, что речь идет о рабстве греха: «всякий, делающий грех, есть раб греха». И мы сразу же представляем себе концепцию греха, как некой порочной зависимости подобной алкогольной или наркотической. Нечто привлекательное вначале, то, что приносит наслаждение, удовольствие, но со временем превращается во внутреннего тирана, уничтожающего личность, разрушающего жизнь, как самого грешника, так и его окружающих. Впавший в такую греховную зависимость, человек действительно становится «рабом» - рабом своих низменных страстей, животных инстинктов и т.п. Но заметим, что Иисус говорит это вовсе не мытарям и блудницам, которых можно бы было подозревать в «плотских» грехах. Его собеседники – праведные Иудеи.
Вообще, Иоанн – автор Евангелия, говорит об этих собеседниках немного неопределенно: сначала утверждает, что это были Иудеи «уверовавшие в Иисуса» (8:31), а потом Иисус обвиняет их в том, что они хотят «убить Его» (8:37,40), да и весь диалог, по сути, ведется не с «учениками», а с противниками Учения. Не знаем, были ли это фарисеи или саддукеи, но в любом случае – это были те, кто считал себя праведными потомками Авраама, и согласно Моисееву Закону – таковыми и являлись. Их грех – вовсе не банальная зависимость от плотских удовольствий. Иисус обвиняет их во лжи, но это не сознательная ложь – преднамеренная неправдивая интерпретация Закона, ведь сами они абсолютно уверены в своей правоте. Их «ложь», а значит – их грех, в плену которого они пребывают – ложная вера, основанная на неправильном понимании Писания, которая не позволяет им принять Слово Христа.
Может ли христианин, абсолютно уверенный в том, что он принял Христа, познал Его волю и живет согласно с его учением, на самом деле быть рабом своих заблуждений? Конечно, может! Прежде всего – рабом идеологии (о чем я уже говорил много и часто). В этом случае атеист, пытающийся «освободить» незадачливого верующего от рабства его заблуждений, предстает как вполне позитивный герой. Беда его только в том, что для него – каждая религия является заблуждением, и он не в состоянии отличить веру от идеологии.
Но далеко не все атеисты такие «положительные» герои. Если Иисус, говоря о свободе, имеет в виду свободу от греха, большинство атеистов призывают к свободе для греха. Свободу от заповедей, от каких бы то ни было религиозных запретов, для того, чтоб без ограничений вкушать «запретные плоды». И этими запретными плодами являются вовсе не тайны мироздания, которые религия якобы запрещает познавать, а те самые банальные плотские удовольствия.
Но если бог хочет иметь в лице человека друзей, тогда он не может давать какие-либо запреты и ограничения. Такое может требовать тиран от своих рабов.
ОтветитьУдалитьДружбы, как и любви (что по сути одно и то же, лишь по разному проявляется), не бывает без законов и ограничений. Но бывают законы без любви. Любящий себя ограничивает, что бы не обидеть того, кого любит. Иначе не было бы: "покажи мне веру без дел", "кто любит Меня, тот соблюдает заповеди Мои"...Просто у друзей и любящих написаны на скрижалях сердца законы, а рабы соблюдают закон лишь из-под палки, не понимая мудрости закона, но лишь из-за страха быть наказанными.
Удалитьага, заповеди и были даны для рабов, я об этом уже писал: http://hieremia.blogspot.com/2011/02/blog-post.html
ОтветитьУдалитьАга, читал.
ОтветитьУдалитьХотя про законы говорит еврейский бог и только евреям. Иисус же говорит про дружбу и для всех людей.
Собственно я на стороне Иисуса :)