Творение Эриха Фромма «Забытый язык» - произведение весьма интересное и поучительное не только для психоаналитиков, занимающихся толкованием сновидений, но и для тех, кто увлекается антропологией. Язык снов, он же – язык легенд, может открыть нам тайны древних цивилизаций, и, что особенно для нас интересно, тайны истоков религиозного мировоззрения. В том числе христианского.
Особенно интересна для нас интерпретация Фромма мифа об Эдипе. Этот миф, который дошел до нас в поэтической форме трагедии Софокла, безусловно, намного более древний. И хотя древнейшие его версии не сохранились, его изложение великим греческим трагиком может открыть нам много чего интересного. Софокл изложил миф в трех трагедиях (Царь Эдип, Эдип в Колоне и Антигона), которые, по мнению Фромма, следует рассматривать как три части единого произведения. Итак, к каким же результатам приходит Фромм?
Во-первых, он в пух и прах разбивает банальную сексуально-извращенную интерпретацию этого мифа Фрейдом, со всеми его «эдиповыми комплексами». По мнению Фромма, этот миф открывает нам действительность намного более глубокую. Это – борьба древнего, первобытного уклада цивилизации, который исследователи называют матриархатом, с зарождающимся патриархальным строем. Интересные параллели он проводит также с мифом о Тиамат и Мардуке, а также с библейским мифом о сотворении мира (точнее, о сотворении человека и о грехопадении). Здесь я отошлю любопытного читателя, который, несомненно, хочет ознакомиться с исследованиями Фромма, к произведению этого гениального философа. Далее поделюсь своими впечатлениями от прочитанного.
Что такое «матриархат»? Чтобы ответить на этот вопрос, мы, как правило, сначала представляем себе патриархат – строй, в котором абсолютная власть принадлежит мужчинам, в котором женщина не имеет никаких прав и является, по сути, вещью, собственность сначала отца, потом мужа. Поэтому, когда мы говорим о матриархате, имеем ввиду диаметрально противоположную действительность, то есть строй с такими же точно нравами и законами, но во главе которого стояла женщина. Это не так. Эдип – мужчина, но его правление все еще относится к матриархальному укладу. В цивилизациях же с патриархальными отношениями не раз царицами были женщины. Согласно Фромму, матриархат следует понимать совершенно по-другому. Матриархальным его можно назвать только из-за культа богини-матери, матери-земли, природы, здесь власть имеют древние подземные боги, потому что подземное царство – это не что иное, как материнское чрево земли. В этом строе нет преобладания какого-либо пола, все равны, все живут в гармонии друг с другом и с природой, а центром этой вселенной является человек. Ах, ну просто рай! Патриархальный же строй – это торжество закона над человеком, это иерархия, это торжество богов Олимпа (среди них тоже были богини, но это уже «патриархальные» богини, занимающие отведенное им место в иерархии). Причиной смены систем стало накопление капитала (это уже совсем по Марксу), и мужчина, как сильнейший становится во главе дома, чтоб защищать свою собственность и передавать ее по наследству – более способному из сыновей. Здесь и разница отношения к детям: мать любит своих детей безусловно, только потому, что они ее дети, отец же – обусловлено, того, кто более достоин занять его место. Царю Эдипу пришлось царствовать на рубеже этих цивилизаций. Он – дитя старых отношений, за которые все еще борется Антигона, а вот царь Креонт – типичный представитель нового устройства.
Матриархат, так как его понимает Фромм – мир, существовавший до грехопадения (здесь уже переходим на библейский грунт), в котором существовала первобытная идиллия, связь с природой и простые равные отношения полов. В мире после грехопадения – женщина подчиняется мужчине. Вся последующая библейская история – развитее патриархальных отношений, с иерархией и законами, которые главенствуют над человеком. Сам Господь Бог Саваоф предстает как «патриарх» и законодатель. Что ж, с этим нам придется согласиться.
А что христианство? Христианство входит в мир, в котором царствует патриархальная система, и оно эту систему не изменяет, принимает как свою, со всеми правилами и законами этого общества. И до сих пор стоит на страже этих отношений. Защищает ценности патриархального строя, как свои собственные ценности.
А что Христос? Когда Ему задали вопрос касательно развода, Он произнес слова, которые бесконечно превосходят заданную тему: «В начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк 10, 5-8). Христиане поняли эти слова исключительно как запрет разводов. Может быть, так же точно понял их и Евангелист, включив их в разговор о разводе? Но мы видим в них нечто намного большее. Во-первых: возвращение к действительности до грехопадения («в начале создания»), в котором не существовало еще подчинение женщины мужчине; во-вторых: слова «двое – одна плоть» подразумевают настоящее единство супругов, основанием которого может быть только равенство, что невозможно при патриархальных отношениях господин-рабыня, или хозяин-вещь.
В современном мире мы часто слышим такие страшные слова, как эмансипация, феминизм и т.п. И воспринимаем эти явления как угрозу для Церкви и для религии вообще. Также как угрозу тем «традиционным семейным ценностям», к которым мы привыкли в патриархальном обществе.
Если Церковь зиждется не на Христе, а на патриархальных устоях – да, ей действительно угрожает опасность. Если семья строится не на любви, а на тех же патриархальных отношениях – она тоже обречена. А феминистки будут считать Церковь своим врагом, если Церковь и дальше будет защищать патриархальный строй, так и не поняв значения слов Спасителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий