Сатана в книге Иова
(о сатане 6)
В книге Иова сатана появляется уже под своим собственным именем: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.» (Иов 1:6) Автор не уточняет его природу: был ли он одним из «сынов Божьих» т.е. ангелов, или только пришел «между ними». Так или иначе, выступает он не как противник Бога, а как один из его слуг – исполнитель грязной работы. Действует он с Божьго разрешения (или даже по Его приказу), а цель его – испытать Иова всякого-рода страданиями и болезнями, чтобы заставить его отречься от Бога (в чем ему, кстати, помогает жена Иова...) Похоже на то, что Бог и сатана заключили пари...
Что самое интересное, Иов в постигших его бедах обвиняет не сатану, а именно Бога (!): «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).
Да, образ доброго и любящего Бога как-то не укладывается в нашем сознании со страданиями, которые так часто выпадают на нашу долю. Не лучше ли в этих страданиях обвинить сатану? Конечно, сатана должен действовать с Божьего попустительства – иначе не избежать дуализма, так что Бог использует сатану то ли для испытания верных ему, то ли как орудие своего гнева (хотя действия такого рода нужно приписать скорее некоему Ангелу-Губителю).
В связи с этой темой вспоминается еще один очень странный случай произошедший с Моисеем по дороге в Египет, когда «Господь» вдруг решил «умертвить» его (Исх 4:24-26). С чего бы это? Так или иначе, а автор апокрифической «книги Юбилеев» исправляет эту неточность. Здесь на жизнь Моисея покушался уже не «Господь» а диавол – «высший Мастема»; и с конкретной целью – не позволить тому покарать египтян (кн. Юбилеев XLVIII). Если учесть, что кара египтян была Божьей волей, этот «Мастема» выступает уже как противник Бога – вмешивающийся в Его планы. Как бы то ни было – «книга Юбилеев» в этом отношении более логична, но, увы – смердит дуализмом...
Читай продолжение, а также статью Возвращаясь к книге Иова....
Вообще Книга Иов мне нравится. Самая поэтическая из всего Ветхого Завета. Наверное автора не только напутствовал Святой Дух, но вдохновляли Музы. Вот один эпизод на эту же тему.
ОтветитьУдалитьА вообщ-то в Ветхом Завете евреи обвиняю Бога очень часто, вот так на вскидку один фрагмент: Книга 4-я Царств, Глава 6, Стих 33. А сколько погибло евреев в истории с Ковчегом!
А можно ли говорить о еврейском הסטן как об имени соственном, если в тексте Иова оно постоянно употребляется с артиклем? Разве не логичнее предположить, что это имено hасатан-подстрекатель. от глагоа "леhасит"?
ОтветитьУдалитьв еврейском не силен - признаю.... так что с вами соглашаюсь, тем более, что моя цель - доказать, что сатаны не существует.
ОтветитьУдалить