Сатана в книге Иова

(о сатане 6)

В книге Иова сатана появляется уже под своим собственным именем: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.» (Иов 1:6) Автор не уточняет его природу: был ли он одним из «сынов Божьих» т.е. ангелов, или только пришел «между ними». Так или иначе, выступает он не как противник Бога, а как один из его слуг – исполнитель грязной работы. Действует он с Божьго разрешения (или даже по Его приказу), а цель его – испытать Иова всякого-рода страданиями и болезнями, чтобы заставить его отречься от Бога (в чем ему, кстати, помогает жена Иова...) Похоже на то, что Бог и сатана заключили пари...

Что самое интересное, Иов в постигших его бедах обвиняет не сатану, а именно Бога (!): «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).

Да, образ доброго и любящего Бога как-то не укладывается в нашем сознании со страданиями, которые так часто выпадают на нашу долю. Не лучше ли в этих страданиях обвинить сатану? Конечно, сатана должен действовать с Божьего попустительства – иначе не избежать дуализма, так что Бог использует сатану то ли для испытания верных ему, то ли как орудие своего гнева (хотя действия такого рода нужно приписать скорее некоему Ангелу-Губителю).

В связи с этой темой вспоминается еще один очень странный случай произошедший с Моисеем по дороге в Египет, когда «Господь» вдруг решил «умертвить» его (Исх 4:24-26). С чего бы это? Так или иначе, а автор апокрифической «книги Юбилеев» исправляет эту неточность. Здесь на жизнь Моисея покушался уже не «Господь» а диавол – «высший Мастема»; и с конкретной целью – не позволить тому покарать египтян (кн. Юбилеев XLVIII). Если учесть, что кара египтян была Божьей волей, этот «Мастема» выступает уже как противник Бога – вмешивающийся в Его планы. Как бы то ни было – «книга Юбилеев» в этом отношении более логична, но, увы – смердит дуализмом...

Читай продолжение, а также статью Возвращаясь к книге Иова....

3 комментария:

  1. Вообще Книга Иов мне нравится. Самая поэтическая из всего Ветхого Завета. Наверное автора не только напутствовал Святой Дух, но вдохновляли Музы. Вот один эпизод на эту же тему.
    А вообщ-то в Ветхом Завете евреи обвиняю Бога очень часто, вот так на вскидку один фрагмент: Книга 4-я Царств, Глава 6, Стих 33. А сколько погибло евреев в истории с Ковчегом!

    ОтветитьУдалить
  2. А можно ли говорить о еврейском הסטן как об имени соственном, если в тексте Иова оно постоянно употребляется с артиклем? Разве не логичнее предположить, что это имено hасатан-подстрекатель. от глагоа "леhасит"?

    ОтветитьУдалить
  3. в еврейском не силен - признаю.... так что с вами соглашаюсь, тем более, что моя цель - доказать, что сатаны не существует.

    ОтветитьУдалить