О каноне Нового Завета



В связи с последними археологическими открытиями и спекуляциями вокруг них (речь идет не только о «евангелии Иуды», но и найденном в Наг-Хаммади «евангелии Фомы», живописная история вокруг которого разворачивается в фильме «Стигматы»), хотелось бы припомнить несколько фактов из истории Нового Завета. Дело в том, что поначалу христиане вообще в Новом Завете не нуждались – статус «Священного Писания» имел только Ветхий Завет (в версии Септуагинты) – и Христа принимали постольку, поскольку он соответствовал тому, что о нем сказали пророки. Поэтому, хоть Евангелия и апостольские послания существовали и передавались из рук в руки, от церкви к церкви – статуса «Священного Писания» они не имели. Фактическим «творцом» Нового Завета был еретик Маркион. И понадобился он ему только потому, что он отверг Ветхий как происходящий от «злого бога». Нужно отдать ему должное – он не включил в него никаких апокрифов: в его версии Нового Завета были Евангелие от Луки (несколько обрезанное) и послания Павла. Правоверные христиане Ветхий Завет не отвергали, но надобность в Новом также возникла. Первым «правоверным» автором канона был св. Ириней: он ясно говорит о четырех Евангелиях, остальные книги Нового Завета только цитирует, из чего мы узнаем то, что их он тоже причислял к канону – все эти книги были читаемы и распрастраняемы в раннехристианской Церкви, в отличие от гностических книг, о которых он тоже вспоминает (например: «евангелие Иуды» или «евангелие Истины») и которые отвергает. Правоверный канон создавался в спорах с гностиками и их «ложными евангелиями».

Возникает вопрос, почему большинство гностических евангелий до нас не дошло, а если и дошло – то находят их в каких-то потаенных местах? «Официальная Церковь» их уничтожила? Да нет, Церковь тогда сама была уничтожаема, так что не до этого было... Все обьясняется спецификой гностицизма – это было тайное учение, так что гностики сами не распрастраняли свои книги и хорошо их укрывали: не перед «инквизицией», которой тогда естественно небыло, не перед римскими властями – гностиков особенно не преследовали, а вообще перед миром – тайное учение должно быть труднодоступным. Разумеется, такие книги могли намного лучше сохраниться и оказаться древнее «зачитанных до дыр» истинных писаний. Мнение же, что канон Новаго Завета был создан императором Константином (распрастраняемое идеологами вроде Дэна Брауна), который включил в него только то, что хотел, а что ему не понравилось – уничтожил, это – полная чушь. Канон был сформирован намного раньше, о чем, кстати, пишет современник Константина – Евсевий Кесарийский в своей «Церковной Истории».

На эту же тему: о методах

5 комментариев:

  1. Тогда что случилось с Евангелием от Иринея?

    ОтветитьУдалить
  2. А это что еще за новинка на апокрифическом рынке?

    ОтветитьУдалить
  3. "Первым «правоверным» автором канона был св. Ириней: он ясно говорит о четырех Евангелиях, остальные книги Нового Завета только цитирует"
    Просто отталкивался от ваших слов. Либо я вас неправильно понял. Он был автором канона, а не Евангелия?
    Из остальных неканонизированных Евагелий, слышал только от Фомы, Иуды, Варнаввы.
    Можете ли рассказать две вещи: почему была канонизирована от Павла и действительна ли Евангелие от Варнаввы?

    ОтветитьУдалить
  4. Ириней был автором канона, если так можно выразится. Ев. от Павла нет - имеются в виду его послания. Известно также "послание Варнавы", которое в канон не вошло но еретическим не считается - как и очень много чего из ранне-христианской литературы, например "Пастырь" Ерма и т.д. Не вошли в канон потому что они уже более позднейшего происхождения, но написаны в апостольской традиции, чего не скажешь о "гностических" писаниях. Есть еще много неканонических, но и не гностических евангелий. Например "ев. Никодима" - свидетельство о вере и убеждениях некоторых ранних христиан, но "благой вестью" это трудно назвать. Почему что-то было канонизировано, а что-то нет? Это интересный вопрос. Но не ко мне, и даже не к Иринею - а к общине ранних христиан - именно в этих книгах они распознали "столп и утверждение" своей веры. И тот кто считает себя наследником апостольской традиции должен следовать их выбору, кто нет - вольному воля, только в этом случае нечего называть себя "христианами".

    ОтветитьУдалить
  5. Поправка.
    Сказать, что Ириней – «создатель» канона Нового Завета, наверное будет не точно... Во-первых: он «свидетель» этого канона, созданного ранне-христианнской общиной, т.е. в его произведениях («Против ересей» и «Изложение Апостольского учения») находим цитаты из книг Нового Завета которые были приняты в Церкви его времени. Во-вторых, и это наверное самое главное: он – «теоретик» Нового Завета, или по крайней мере – теоретик четырех Евангелий, потому как именно он обосновал почему их должно быть четыре: не больше и не меньше, он же дал евангелистам «покровителей» - четырех «ангелов-животных» из книги Откровения (4,6-8), см. «Против Ересей», III,11,8. (позднее Иероним немного изменит это «покровительство»).

    ОтветитьУдалить