Три книги познания Бога

В соответствии с наукой Отцов Церкви, Бога можно познать из трех великих «книг». Первая из них конечно Библия. Вторая – мир Богом сотворенный, который во всем своем величии провозглашает мудрость своего Творца. Третья «книга» - созданный по образу и подобию Божьему человек, в себе самом являющий образ своего Создателя. Существуют и три науки, которые эти книги изучают. «Книгу» творенья читает философ, вроде Аристотеля, «книгу» человека – психолог, вроде Юнга. Библия же остается предметом изучения теолога. Каждая из этих наук имеет свои преимущества и свои ограничения. Теология, например не может ответить на вопрос «существует ли Бог?» - на этот вопрос пытается ответить философия (метафизика). Для теолога такой вопрос вообще не стоит, для него суждение «Бог существует» - является исходной точкой. И Бог не только существует, но еще и обращается к нам через свое откровение, которое и является предметом нашего изучения

Библия, однако, не является непосредственным Божьим произведением как мир или человек. Ее автор – живущий в мире человек, проникнутый конечно Святым Духом, но всеже не «медиум» пишущий под диктовку. Библия, таким образом, не является откровением, а человеческим свидетельством об откровении. Если пророки получали непосредственное откровение, то пророческие книги – это уже пересказ этого откровения (не вспоминая уже о нескольких редакциях этого пересказа); и если апостолы лично слушали слова Спасителя, Евангелия – это уже их (или даже их учеников) интерпритация этих слов. Каждый из многочисленных авторов Библии имеет свой взгляд на Бога, т.е. – свою теологию, иногда полную противоречий.

Таким образом, теолог изучающий Библию, не может изучать ее в отрыве от двух других великих книг познания, ибо чтобы понять Писания необходимо понять мир его автора: его внутренний мир, обусловленный исторической ситуацией, и мир его окружающий – таким, каким его видели или представляли его современники. Но и это еще не все: нужно хорошо познать и свой собственный мир. Перед тем как начнешь познавать Бога – познай самого себя.

6 комментариев:

  1. > Перед тем как начнешь познавать Бога – познай самого себя
    Всегда думал, что это если не одно и то же, то очень близко.

    На тему интерпретации авторов Библии сразу приходят на ум "Отягощённые злом" Стругацких, где слуга озаряемого Святым Духом Петра всё перевирал на свой лад :]

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, а как познавать самого себя? Сесть и начать осматривать своё тело? Специально искать себе приключений на одно место, чтобы проследить за реакцией? Неустанно молиться?

    Есть рекомендации?

    ОтветитьУдалить
  3. Медитировать на свои мысли, чувтва, ощущения. Другого способа "познания себя", имхо,нет.

    ОтветитьУдалить
  4. Хорошая вещь - зеркало. И таким "зеркалом" может быть другой человек.

    ОтветитьУдалить
  5. > Перед тем как начнешь познавать Бога – познай самого себя

    Как говаривал древнегреческий философ Хилон:«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».
    Но мысль, очень интересная... перспективная!))
    Еще, дкмаю, хорошим зеркалоя является библия, и попытка соблюдения того, что в ней написано!:)

    ОтветитьУдалить