«Не прелюбодействуй» ! или ?
В жизни каждого человека есть определенный период (возраст), когда проблемы сексуальной жизни становятся главными. Проблемы, как известно нужно решать – нерешенная проблема может оставаться таковой вплоть до самой старости. Однако не буду углубляться в психологию...
«Как юноше содержать в чистоте путь свой?» (Пс 119:9) спрашивает Псалмопевец. И действительно – как? Ответ: «взирая на все заповеди Твои». А заповедь, как известно, гласит: «не прелюбодействуй» - и это еще полбеды, поскольку Христос подносит перекладину намного выше: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:28). Господи, кто же тогда может спастись? Неужели только иссушенный постами старец? Если ветхозаветное Право карало прелюбодеяние каменованием, то какие адские муки ждут христианина, который «согрешил» всего лишь своей фантазией? Что делать молодым людям, которые с одной стороны хотят быть добрыми христианами, с другой же – не знают, что делать со своими «грешными» инстинктами, а еще того хуже – с мыслями! Может лучше пережить этот возраст, будучи неверующим, а об обращении думать, выходя на пенсию?
Но действительно ли сексуальная этика Нового Завета превышает своею суровостью ветхозаветную? И таким ли страшным было старое Право? Что конкретно значит «не прелюбодействуй»? Чтобы это понять - нужно обратиться к первоисточнику, а не к комментариям – не к тому, как понимали эту заповедь христианские моралисты, а к тому, что имел в виду сам Законодатель. Ответ найдем в Библии.
В действительности Христос не сказал ничего нового – его слова укладываются в ветхозаветную заповедь «не пожелай жены ближнего твоего», потому как термин «прелюбодеяние» обозначает исключительно супружескую измену. Поэтому «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 5:32), а Павел говорит: «Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим 7: 3). Но свободны от заповеди не только вдовы, но и девицы. Такой вывод можно сделать из наказания, которое Тора предусматривает за нарушение заповеди. Как известно прелюбодеяние каралось каменованием: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка». (Левит 20:10, ср. Втор 22:22-24), такое же наказание следовало в случае с «девой обрученной мужу», каралось также изнасилование (см. тамже), но вот к неженатым и не обрученным Право относится совершенно по другому: «Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам» (Исход 22:16). Так что, мальчишки и девчонки, можете не только смотреть друг на друга... но если уж вас угораздит произнести супружескую клятву, или хотя бы пообещать произнести таковую – извольте хранить своей половине верность. Моралисты могут меня каменовать, утверждая, что сохранение девственности до брака – великая добродетель, я соглашусь, но с поправкой, что вступать в брак только для того, чтобы попробывать себя в постели – это тоже не выход.
«Прелюбодеяние» не нужно отождествлять также с «блудом» (т.е. проституцией), которая также является грехом, но несколько иной категории. «Женщина, взятая в прелюбодеянии» (Иоанн 8:3) это не проститутка, а жена изменившая мужу – ее согласно закону хотели каменовать, но «грешницу» (т.е. блудницу) которая помазала миром ноги Иисуса в доме фарисея (Лк 7:36) никто каменовать не собирался – ее просто избегали «праведники» боясь прикасаться к ней, как к нечистой (нужно заметить, что Мария Магдалина к обеим этим особам никакого отношения не имела). Блудницы существовали во все времена, их всенародно порицали, но их услугами пользовались. Заповедь «не прелюбодействуй» призвана хранить семейные ценности, а не давать моральную оценку сексуальным отношениям. Ее сущность это, во-первых: право собственности – не смей посягать на чужое! Во-вторых: право наследования – отец должен быть уверен в том, что его наследник – действительно его сын. Но если то, что вы возжелали – «ничье», то ничто не препятствует вам взять его в собственное владение, а уж тем более – смотреть на предмет вашей страсти с вожделением.
Еще на эту тему: секс в Библии
Как писал Ошо подавив секс человек становится гневом. Энергию нельзы подавить, можно трансформировать в энергию более высокого порядка. А измена плоха потому что человек нарушает свою собственную "клятву", нарушает то, чем он себя сковал пойдя на брак.
ОтветитьУдалитьМожно согласится, но чтобы "трансформировать" нужно сначала эту энергию освободть, иначе эта трансформация станет только другой формой подавления. "Освободить" - не значит дать волю своей похоти, а освободить в сознании - вырвать из сферы "табу".
ОтветитьУдалитьКакой интересный блог я нашел!
ОтветитьУдалитьСпасибо Дмитрию Колошину.
По своему опыту могу сказать, одного только .намерения. трансформировать сексуальное желание в энергию более высокого порядка - недостаточно.
Нужно еще и некое действие, причиняюще е неудобство телу. Это может быть скромность в еде (сюда-же входят посты) или физические нагрузки, воздействующие на тело, усмиряющие его. Под физическими воздействиями я подразумеваю для меня например походы (скитания) и поклоны. Если их не делать, но воздерживаться, в т.ч. и от мыслей, дело может кончиться неврозами.
Но я признаюсь - любовь к Господу и женщине чуть-ли не разные, почти противоположные вещи, и это самое трудное в жизни праведника.
Может быть в каком-то смысле у монахов с этим проще.
В действительности - все это не главное...
ОтветитьУдалитьвсе хорошо, только "прОститутка" конечно же ))). пока мне с вами не о чем поспорить, пока разве только согласиться.
ОтветитьУдалитьНикому не принадлежит? Как же! Мы все Богу принадлежим.
ОтветитьУдалить1Кор.6:13 Пища для чрева, и
чрево для пищи; но Бог уничтожит
и то и другое. Тело же не для блуда,
но для Господа, и Господь для тела.
1Кор.6:18 Бегайте блуда; всякий
грех, какой делает человек, есть вне
тела, а блудник грешит против
собственного тела.
1Фесс.4:3 Ибо воля Божия есть
освящение ваше, чтобы вы
воздерживались от блуда;
А вожделение и похоть - это разные понятия или одно и то же. Следуя вашему призыву смотреть на объэкт страсти с вожделением, можно подумать, что все подростки и люди более приклонного возраста глазеющие на порнографические картинки не грешат? Или те, кто к любой встречной незамужней девушке пристают со всякой гадостью - тоже не грешат?
ОтветитьУдалитьЕсли мы все принадлежим Богу в этом смысле, то все должны стать монахами - иначе любая земная любовь будет изменой Богу. Блуд и прелюбодеяние это тоже разные вещи - обе греховны, но в разной степени. Но если парень и девушка любят друг друга и случится им залезть в постель перед бракосочитанием - это не блуд и тем более не прелюбодеяние. Нужно также понимать разницу между порно и эротикой, "гадостью" и комплементами. А разница между ними огромная.
ОтветитьУдалитьЕсли мы все принадлежим Богу в этом смысле, то все должны стать монахами - иначе любая земная любовь будет изменой Богу. Блуд и прелюбодеяние это тоже разные вещи - обе греховны, но в разной степени. Но если парень и девушка любят друг друга и случится им залезть в постель перед бракосочитанием - это не блуд и тем более не прелюбодеяние. Нужно также понимать разницу между порно и эротикой, "гадостью" и комплементами. А разница между ними огромная.
ОтветитьУдалитьПочему же вся земная любовь станет изменой Богу? Она может такой стать, но не обязательно станет. Если мы ее отдадим Богу, он ее преобразует в свою Божественную любовь, которая не подобна болезни и ликантропии, как вы пишете в статье посвященной влюбленным, но совершенно другого уровня. Разве можно делить любовь на земную и небесную? Это напоминает платонистические представления, которыйе вам, по-моему, не симпатичны. Любовь одна. Наше тело, как и все остальное – дар от Бога. Но что мы со всеми этими дарами сделаем зависит от нас. Наша несовершенная любовь может достичь совершенства, стать той что душу свою положит за любимого, а может деградировать и стать простым потворством похоти.
Блуд от слова блудить, заблудиться. Парень и девушка которые перед бракосочетанием залезут друг ко другу в постель – блудят. Это свидетельствует о несовершенстве их любви. Любовь может ждать, сколько будет нужно. И те парень с девушкой очень много могут потерять. В общении в познании духовном друг друга тело может мешать. Все-таки воздержание - это добродетель, которую нужно в себе культивировать не только монахам, но даже в супружестве. Бывает, например, когда один из супругов болен – а второй что же его предаст – потому что воздерживаться не может? Или когда на заработки в командировку уезжает, то что же делать? Нужно владеть своими чувствами, своим разумом и телом, а не идти у них на поводу, как раб страстей.
И в жизни часто бывает, что залезшие перед бракосочетанием себе только хуже делают. Могут даже друг друга возненавидеть. И парни чаше всего не любят, когда так поступают. Потом остается поломанная жизнь, внебрачные(оставленные) дети и сердце разбитое, которое с каждой новой неудачной пробой любви все более черствеет и думает о себе больше чем о других.
Грехи могут быть разной степени, но все ведут к смерти.
Между эротикой и порнографией разница есть, но грань очень тонкая. Как тонкая грань между любовью и грехом, между целующимися влюбленными. Поцелуй возлюбленного может животворить подобно причастию, а может стать поцелуем Иуды Искариота.
Разница между порно и эротикой… Дедушка подошедший к девушкам-подросткам лет 12-и, что бы рассказать о эротике и показать эротические журналы, мол научить о любви с мальчиками – хорошо делает? Ну и комплименты…правда ?
Во всяком случае, если поощрять и разжигать в себе чувственность – это грех. Не нужно ее бояться и если вдруг возникнут эротические ощущения и мысли – считать это страшным грехом. Просто нужно не зацикливаться на них, а «проходить мимо» переходить к новому кадру фильма улыбнувшись. Тела свои подарив Богу(жертва в некоторых языках жертва переводится как подарок) Рим.12:1 Итак умоляю вас,
братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву
живую, святую, благоугодную Богу…
человек должен стать святым не только и душею и телом, и помышлениями и действиями - уподобиться Христу. Любовь не ищет своего, вожделение же хочет завладеть объектом вожделения. Любовь лишь отдает себя как дар и принимает дар другого во всей полноте(всего человека в совокупности и тела и души и духа), а не крадет для себя удовольствие для тела иль души.
Так пусть наш взгляд будет чист и свободен от вожделения, на что бы мы не смотрели на девушку ли, на жену ли, на золото ли, или на пищу…можно любоваться красотой и быть свободным от вожделения. Я знаю. И лишь когда мы свободны мы можем быть счастливы.
Спасибо за исчерпывающий комментарий. Не хочу с вами спорить, поскольку в принципе - с вами согласен, хотя и не до конца. Правда в том, что мы живем в мире после сексуальной революции, и закрывать на это глаза, делать вид, что нас окружает старый париархальный мир - попросту глупо. К сожалению, многие христианские моралисты никакого урока из этой истории не вынесли. Эта "революция" - какой бы она ни была - открыла нам правду о человеческой натуре - мы не ангелы. Конечно, прекрасно сохранять девственность до брака, но проклинать и обрекать на адские муки тех, кто ее потерял - это тоже не по божески. Как знаем из Евангелия - Христос так никогда не делал.
ОтветитьУдалитьПлатон (я не люблю платонизм в христианстве, но не самого Платона), говорил, что у влюбленной души вырастают крылья. И это действительно так... Божьи заповеди не для того, что бы эти крылья подрезать.
"Правда в том, что мы живем в мире после сексуальной революции, и закрывать на это глаза, делать вид, что нас окружает старый париархальный мир - попросту глупо. К сожалению, многие христианские моралисты никакого урока из этой истории не вынесли."
ОтветитьУдалитьНо учить лишь так что бы всем нравилось, тоже нельзя.
1Пет.1:14 Как послушные дети, не
сообразуйтесь с прежними
похотями, бывшими в неведении
вашем,
Рим.12:2 и не сообразуйтесь с
веком сим, но преобразуйтесь
обновлением ума вашего, чтобы
вам познавать, что есть воля
Божия, благая, угодная и
совершенная.
Иоанну Крестителю голову отсекли приверженцы сексуальной революции за то, что он их обличал. Не проклинал, но призывал к покаянию.
2-е Тимофею 4 1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
"Платон (я не люблю платонизм в христианстве, но не самого Платона), говорил, что у влюбленной души вырастают крылья. И это действительно так... Божьи заповеди не для того, что бы эти крылья подрезать."
А если это крилья Икара? И если их не подрезать, то влюбленные разобьются.
И здесь вы ошибаетесь. Вы наверное попросту никогда небыли влюблены... amantes amentes.
ОтветитьУдалитьДа, уж. Сейчас столько всякой литературы о материальности мысли, о том как надо учиться управлять мыслями и ведь никто не спорит про это. А о том что надо управлять своей плотью столько разногласий. И бывает так трудно найти аргументы "Что надо учиться управлять плотью"
ОтветитьУдалитьЕсть на эту тему, оч интересная книга, называеться "борьба каждого мужчины"!
ОтветитьУдалитьСоветую! Она не большая, но исчерпывающая.