Тема сексуальной этики Ветхого Завета уже не однократно затрагивалась на этом блоге, например, в цикле «пикантные фрагменты Библии». Чтобы не повторяться, отошлю любопытного читателя к таким статьям, как «оправдание Сапфо» или «еще немного о сексе». В статье «не прелюбодействуй», основываясь на параграфах Ветхозаветного Права, я стараюсь объяснить, как именно следует понимать эту заповедь и ее «ужесточение» в Новом Завете. Далеко не каждый половой акт подпадает под определение μοιχεία «прелюбодеяние» (т.е. супружеская неверность) или πορνεία «блуд», в синодальном переводе – «любодеяние» (т.е. проституция). На эту тему смотри также: «оправдание блудницы». В Ветхом Завете между этими определениями существовало значительное различие. Различие это касалось не только стороны правовой – кого и за что наказывать, но и этической. Если неверную жену по закону предавали смерти, услугами проститутки – пользовались, и без особых угрызений совести.
Вспомнить к примеру историю с Иудой (не Искариотом, а одним из двенадцати патриархов). Библейский автор не видит ничего предосудительного в том, что во время «деловой поездки» после долгой дороги, благочестивый патриарх захотел расслабиться в объятьях блудницы, сидевшей у городских ворот. Откуда ему было знать, что нею окажется его овдовевшая невестка Фамарь (Быт 38:6-30). Конечно, в этом грехопадении виден промысел Божий – один из близнецов, родившихся от блуда - Фарес – стал прапрадедом царя Давида. Собираясь наказать Фамарь, Иуда признает и свою вину: и эта вина заключается совсем не в том, что это он оказался виновником ее внебрачной беременности, а в том, что своевременно не отдал ей в мужья своего следующего сына. Странный вообще этот закон - «левират», видимо смысл его заключается не только в том, что б «восстановить семя брату своему», но и в том, чтоб не оставить безутешной вдову. За невыполнение этого закона Бог покарал Онана (Быт 38:8-10), кстати, то, что он делал – это т.н. coitus interruptus (прерванный акт), а совсем не тот процесс, который впоследствии был назван его именем.
Конечно, все эти истории не должны служить нам примером к подражанию. Хоть мы христиане – не маркиониты, и верим в единство Ветхого и Нового Заветов, признаем, однако, что многие параграфы Старого Закона не только потеряли свою актуальность, но и были отменены Христом. Нас не обязывает левират, мы не приемлем полигамию, которой не брезговали Давид и Соломон, прелюбодеяние и любодеяние Христос осуждает в равной степени (Мк 7:21; Мф 15:19), Он запрещает также разводы, которые Моисей разрешил «по жестокосердию» нашему (Мк 10:5; Мф 19:8). Однако, изучая эти примеры, мы погружаемся в атмосферу ветхозаветного общества, для которого секс никогда не был темой табу. О нем говорили без стеснения: что естественно, то не безобразно. Половое влечение само по себе не считали греховным, поэтому и в удовлетворении сексуальных потребностей не видели ничего достойного порицания. Закон о ритуальной чистоте, наравне с прикосновением к трупу, проказой и животными с нераздвоенными копытами, считал «нечистотой» также поллюцию (Левит 15:2) и месячные (15:19), но сексуальные отношения как таковые не подлегали этому закону; мы же, говоря о «чистоте сердец» и подразумевая под этим чистоту сексуальную (целомудрие, как в действиях, так и в мыслях), автоматически клеймим секс как нечто «грязное».
В Ветхом Завете мы не найдем никакого «отвращения к сексу». Осуждая конкретные грехи, связанные с сексом, Писание, не осуждает сам секс. И даже наоборот! Метафорически, именно с интимными отношениями мужчины и женщины сравнивается наше отношение с Богом. Книга «Песни песней Соломона» - это, по сути, сборник древних свадебных гимнов, но эта книга стала частью Божьего Откровения, именно потому, что аллегорически она воспевает любовь Бога к Своему народу. А пророк Исая прямо говорит: «Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою Созидающий тебя; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (62:5), подобно и Павел (его учению я собираюсь посвятить отдельную статью), призывая супругов к взаимной любви, уверяет, что в этой тайне заключена любовь Христа и Церкви (Эф 5:22-33). Поэтому и идолопоклонство – измена Истинному Богу приравнивалось к прелюбодеянию – такую аллегорию с горечью воспел пророк Осия.
Прекрасен и сам термин, которым Библия называет соитие - «познание». Да это и есть познание друг друга – познание не того, как мы выглядим без одежды, а познание всей глубины наших чувств, которые мы раскрываем друг другу.
Продолжение: Особое мнение Апостола Народов
Хорошо написали.
ОтветитьУдалитьТолько вот одного я не могу понять. Почему это естественное не греховное сексуальное влечение делает такими несчастными многих людей?
Оно как-то связано с сердцем человеческим, которое огрубевает от блуда, от ревности или от неверности...или разрывается от невыносимой боли.
Несчастными людей делают не естественное влечение (что-то я не видел несчастных кошек или собак, страдающих от неразделенной любви или супружеской измены), и то, что некоторые люди стараются им подражать – это их выбор, хотя думаю, что он был сделан тоже не без боли и сожаления. Несчастными делают чувства, присущие только человеку. Но, замечу, счастливыми - также. И не смотря на боль и страдания, которые приносит любовь, мы все равно хотим бросаться в этот омут – потому, что хотим быть счастливыми. Это тоже часть нашей натуры.
ОтветитьУдалитьВы говорите: «Почему это естественное не греховное сексуальное влечение делает такими несчастными многих людей?» - видите свою ошибку? Несчастными делает не влечение, а то, как человек следует этому влечению. И это не «сердце огрубевает от блуда» - это на блуд идут люди с огрубевшим сердцем, огрубевшим в результате отрицательного опыта, полученного ранее.