(секс и христианство 3)
Ранее, в статье «апология св. Павла», я предпринимал попытку развеять миф о «платонизме» (антагонизме души и тела), который якобы выступает в посланиях Апостола. Еще ранее, здесь и здесь, я выразил свое недовольство этим самым «платонизмом», тлетворному влиянию которого, на протяжении веков поддавалась христианская духовность. Этот «не платонический» ключ к пониманию воззрений Павла очень важен для нас, поскольку именно он определяет правильную интерпретацию интересующей нас темы. Если секс – ненавистное «дело плоти», которое противно духу, то воистину именно учение Павла следует признать источником христианского отвращения к сексу. Но это не так.
Некоторую трудность в исследовании литературного наследия Апостола составляет тот факт, что, по мнению большинства современных специалистов в этой области, далеко не все послания, которые христианская традиция приписывает Павлу, действительно принадлежит его перу. Более поздние послания (среди них: к Эфесянам, к Тимофею и к Титу), написанные правдоподобно учениками Апостола – смягчают его оригинальный радикализм. С этим мнением спорить не стану, но не могу до конца согласится с причиной такого «смягчения». В цикле статей «о монашестве», я уже посвящал скромное и, признаю – весьма поверхностное исследование воззрений Павла, как «апостола безбрачия». В нем также прозвучала мысль (именно она выдается за главную причину радикализма в отношении безбрачия), что Павел, как и многие христиане его времени, ожидал близкого Второго Пришествия Христа. И действительно, если уже завтра небо должно упасть на землю – не только создание семьи, но и любая деятельность, кроме заботы о спасении не имеет никакого смысла. По крайней мере, именно эту мысль, как нам кажется, выражают слова: «я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор 7:29 – одно из немногих посланий Павла, аутентичность которого не вызывает сомнений). В более же поздних посланиях, видя, что конец света так и не наступает, автор уже не призывает к безбрачию, но к крепким семейным узам, в том числе (или даже, прежде всего) для иерархов Церкви (см.: Эф 5:22-33; 1Тим 3:2,12; Тит 1:6), а также увещевает стариц, чтоб «вразумляли молодых любить мужей» (Тит 2:3-4). Интересная версия, но – не единственная возможная.
Верил ли Павел в столь быстрое Второе Пришествие? Не знаю насколько «поздним» является Второе Послание к Фессалоникийцам, но именно в нем Павел призывает не спешить с такими выводами: «молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фесс 2:1-2).
Говоря «время уже коротко», Павел мог иметь в виду время собственной жизни. Знаем, что жизнь первых христиан, а прежде всего самих апостолов была переполнена опасностями, которые и сам Павел старательно перечисляет в 2Кор 11: 22-27. Христианин, решившийся создавать семью в таких условиях, рисковал очень быстро оставить жену вдовою, а детей – сиротами. Кто знает, может именно это означают загадочные «скорби по плоти», о которых говорит Павел (1Кор 7:28). Не могу согласиться с тем, что он имеет в виду некие искушения сексуального характера, которые якобы поджидали женатых людей (как ранее предлагал кто-то из моих комментаторов). Во времена, когда христиан «умерщвляли всякий день, считая их за овец, обреченных на заклание» (ср. Рим 8:36), были более возвышенные способы засвидетельствовать свою верность Христу, чем борьба с вожделением.
Как бы там ни было – обе причины отказа от супружества ни в коем случае не связаны с отвращением к сексу, как к чему-то противному вере, или препятствующему в достижении святости. Человек, желающий полностью посвятить себя служению Господу просто не может позволить себе «заботиться о мирском, как угодить жене» (1Кор 7:33). Павел – реалист, воспитанный на сексуальной этике Ветхого Завета, и прекрасно сознает, что далеко не каждый готов на такое отречение. Причина тому – вовсе не жажда романтических воздыханий и не желание оставить после себя потомство, а банальное сексуальное влечение. Именно сексуальное влечение, а не деторождение, Павел считает главным поводом для вступления в брак: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор 7:9), а уже женатым советует: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор 7:5).
Павел отказывается от брака сознательно и добровольно, желая полностью посвятить себя апостольству, однако это совсем не значит, что сердце его никогда не переполняла тоска, вызванная желанием такого рода отношений. «Тоска» говорю – не «сатанинское искушение невоздержанием» (что бы это ни значило). Разве не тоскою и «белой завистью» к соратникам по служению исполнены его слова: «или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (1Кор 9:5). И нет никаких свидетельств того, что он считал такую тоску греховной.
В письменах Павла остается еще много нераскрытых загадок. Одна из них – пресловутое «жало в плоть, ангел сатаны» данное по его собственным словам для того, чтобы «удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор 12:7). Некоторые комментаторы полагают, что речь идет о чрезмерной сексуальной возбудимости Апостола, которая мешала ему достичь духовного равновесия. Если это действительно так, то слова «ангел сатаны» - это довольно серьезное обвинение в адрес вышеупомянутой возбудимости. Думаю, однако, что в жизни Апостола, полной опасностей и приключений, в его разуме, занятом действительно серьезными теологическими проблемами, вряд ли было время и место на глубокую рефлексию над натуральными процессами, происходящими в его организме. С таким же успехом, этим «жалом» могла быть и банальная изжога, припоминавшая Павлу, что он по природе своей не ангел и «возношение до третьего неба» не является нормальным для него занятием.
Надеюсь, мы еще не раз вернемся к духовному наследию Апостола, и касательно затронутой здесь темы - включительно. Ныне же, не найдя в его творениях никаких «корней отвращения к сексу», позвольте остановиться на достигнутом.
Продолжение: А может, стоит «воздержаться»?
Столько философии нагородили вокруг этого физиологического процесса.
ОтветитьУдалитьзначит это не только "физиологический процесс"
ОтветитьУдалить