Особое мнение Апостола Народов

(секс и христианство 3)

Ранее, в статье «апология св. Павла», я предпринимал попытку развеять миф о «платонизме» (антагонизме души и тела), который якобы выступает в посланиях Апостола. Еще ранее, здесь и здесь, я выразил свое недовольство этим самым «платонизмом», тлетворному влиянию которого, на протяжении веков поддавалась христианская духовность. Этот «не платонический» ключ к пониманию воззрений Павла очень важен для нас, поскольку именно он определяет правильную интерпретацию интересующей нас темы. Если секс – ненавистное «дело плоти», которое противно духу, то воистину именно учение Павла следует признать источником христианского отвращения к сексу. Но это не так.

Некоторую трудность в исследовании литературного наследия Апостола составляет тот факт, что, по мнению большинства современных специалистов в этой области, далеко не все послания, которые христианская традиция приписывает Павлу, действительно принадлежит его перу. Более поздние послания (среди них: к Эфесянам, к Тимофею и к Титу), написанные правдоподобно учениками Апостола – смягчают его оригинальный радикализм. С этим мнением спорить не стану, но не могу до конца согласится с причиной такого «смягчения». В цикле статей «о монашестве», я уже посвящал скромное и, признаю – весьма поверхностное исследование воззрений Павла, как «апостола безбрачия». В нем также прозвучала мысль (именно она выдается за главную причину радикализма в отношении безбрачия), что Павел, как и многие христиане его времени, ожидал близкого Второго Пришествия Христа. И действительно, если уже завтра небо должно упасть на землю – не только создание семьи, но и любая деятельность, кроме заботы о спасении не имеет никакого смысла. По крайней мере, именно эту мысль, как нам кажется, выражают слова: «я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор 7:29 – одно из немногих посланий Павла, аутентичность которого не вызывает сомнений). В более же поздних посланиях, видя, что конец света так и не наступает, автор уже не призывает к безбрачию, но к крепким семейным узам, в том числе (или даже, прежде всего) для иерархов Церкви (см.: Эф 5:22-33; 1Тим 3:2,12; Тит 1:6), а также увещевает стариц, чтоб «вразумляли молодых любить мужей» (Тит 2:3-4). Интересная версия, но – не единственная возможная. read

2 комментария:

  1. Столько философии нагородили вокруг этого физиологического процесса.

    ОтветитьУдалить
  2. значит это не только "физиологический процесс"

    ОтветитьУдалить