Одеяние беcсмертия


В апокрифическом «Евангелии от Фомы» есть такие вот интересные слова: «Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда [вы увидите] сына того, кто жив, и вы не будете бояться» (Фома 42).

Как следует понимать это «обнажение»? Либо «сына» могут узреть только нудисты, либо это изречение следует понимать символически. Логика его ясна – люди стали «стыдится» своей наготы после грехопадения (см. Быт 2:25; 3:7), поэтому возвращаясь к первоначальной святости человек должен утратить и чувство стыда. Но речь здесь может идти и о других «одеждах». Гностики усматривали в «кожаных одеждах», в которые Бог одел первых людей (Быт 3:21) символ смертной плоти – материи, в которую Бог заключил бессмертную душу (свидетельствует об этом Ириней в Adversus Haereses I,5,5). Таким образом, чтобы получить бессмертие, по природе своей бессмертная душа должна попросту совлечь с себя это одеяние смертности, которым является ее тело.

Подобными словами научал своих адептов Гермес Трисмегист: «Прежде всего необходимо разорвать это одеяние, которое ты носишь, сии лохмотья темноты, начало коварства, цепь разврата, пелену мрака, живую смерть, чувствительный труп, могилу, которую ты носишь с собой, домашнего вора, врага, ненавидящего тебя за вещи, которые он любит и ревнующего тебя к вещам, которые он ненавидит. Таково есть вражье одеяние, в которое ты переоблачился; оно влечет тебя вниз, к себе, из боязни, чтобы вид Истины и Блага не побудил тебя возненавидеть злобу, разоблачить козни, которые оно тебе ставит, затуманивая для тебя то, что для нас кажется ясным, пытаясь задушить тебя под материей, опьяняя тебя постыдными удовольствиями, чтобы ты не мог услышать то, что тебе нужно услышать, увидеть то, что тебе нужно увидеть» (Герметический Свод, трактат VII).

Подобную ненависть к телу и всему телесному, некоторые исследователи видят и в словах св. Павла: «... но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:23,24).

Чтож, вполне возможно, что Павлу его тело действительно причиняло некоторые неудобства, но возможно и то, что в его лексиконе все «телесное» имело несколько иное значение (но это уже отдельный разговор). Главное же различие между гностическими и христианскими воззрениями в этой материи в том, что христианин не снимает с себя одеяние смертности (по природе смертному снять с себя нечего), а как раз наоборот – одевается в одеяние бессмертия: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор 15:53). И еще: «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор 5. 4).

6 комментариев:

  1. Гермес Трисмегист говорит не о теле, а о Кофточке! И как точно подметил!

    ОтветитьУдалить
  2. Возможно, тогда это открывает совершенно новые перспективы в понимании гностицизма.

    ОтветитьУдалить
  3. jeremias, а по какому источнику вы цитируете "Евангелие от Фомы"? Почитать хочется.

    ОтветитьУдалить
  4. Bitte:
    http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Gnosys/Foma.html
    В этой же библиотеке "Евангелие от Марии" и еще очень много всего интересного, да еще и с комментариями! Читайте и просвещайтесь!

    ОтветитьУдалить
  5. Dorogie Druz'ja,

    Posmotrite pozhalujsta vot etu stranicy s apokrifami:


    http://www.marquette.edu/maqom/pseudepigrapha

    Vy mozhete postavit' vse teksty na vash sait.

    S uvazheniem,

    Andrei

    ОтветитьУдалить
  6. Символически,конечно,победить греховность имелось ввиду.УДАЛИЛИ ИЗ СПИСКА ЕВАНГИЛЕЙ ПО "МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТА ДЛЯ НЕГРАМОТНОГО ЛЮДА".Я ТАК ДУМАЮ.ЗА СТАТЬЮ СПАСИБО,РЕСПЕКТ.

    ОтветитьУдалить