(о потустороннем 5)
Существуют ли принципиальные различия между шеолом Ветхого Завета и его новозаветным аналогом? Шеол, например, был предназначен для всех умерших, а христианский ад – только для грешников. Выходом из шеола было воскресение, из ада уже нет выхода. Но чем собственно является ад в христианстве? Что бы ответить на этот вопрос нужно отбросить все наши представления об аде, взятые из греческой или какой бы то нибыло инной мифологии; нужно выбросить из головы образы ада, созданные фантазией средневековых художников, так любивших изображать адские муки на своих полотнах; нужно забыть и столь поэтическое описание преисподней, вышедшее из-под пера великого Данте. Христианские представления об аде должны основываться исключительно на Евангелии и Апостолах.
Cамо слово «ад» не пользуется в Новом Завете особой популярностью. В большинстве случаев авторы новозаветных книг используют это слово для обозначения все тогоже ветхозаветного шеола (жаль, что Новый Завет был написан по-гречески), т.е. как синоним смерти вообще (таковым можно считать восклицание Павла: «Ад! Где твоя победа» (1Кор 15:55)), или же места где пребывают умершие перед судом (как например, ад, отдающий своих мертвецов в Откр 20:13). Исключение составляет притча о Богаче и Лазаре (Лк 16:19-31), в которой ад представлен именно как место посмертного наказания грешников. Чаще, для обозначения такого места, Иисус использует другие термины. А именно: «геенна огненная» - место, где «червь не умирает и огонь не угасает» (см. Мк 9:43-48) и «тьма внешняя» (или «печь огненная») в которой будет «плач и скрежет зубов» (см. Мф 8:12; или 13:42,50).
Главным признаком этого места является его вечность – нет никаких свидетельств временности этого «вечного огня». Место это также не может быть пустым, ибо уготовано «диаволу и ангелам его», а также грешникам – тем, кто «по левую сторону» (Мф 25:41). Не смотря на столь очевидные скриптуристические доказательства существования места вечного наказания, среди христиан всегда (а особенно в последнее время) находились оптимисты утверждающие, что ада либо нет вообще, либо он пуст, либо является временным – когда-нибудь Бог всех помилует и приведет в свое Царство Жизни. К сожалению, кроме благого желания всеобщего спасения, все эти теории абсолютно не имеют подтверждения в Писании, кроме одного единственного загадочного слова αποκατάστασις, упомянутого апостолом Петром в его речи в притворе Соломона (см. Деян 3:21).
Но может ли не быть ада в действительности? А если «да», то на каком основании?
Обратим внимание на одну характерную черту этого места проклятых, а именно – на его «внешнее» расположение. Внешнее по отношению к чему? К Богу? К Царству Небесному? К Вечной Жизни? Если Бог – это «все», то вне Его может быть только «ничто». Если это место где нет Бога, значит, там царит абсолютная пустота. Если там нет света – значит, там царит тьма; если там нет жизни – значит, там царит смерть. Поэтому и Апостол говорит: «возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23). Отлучая себя от Подателя Жизни (или, выражаясь метафизическим языком: от Причины Существования), грешник сам себя обрекает на вечную смерть – т.е. на небытие. А поскольку мы знаем, что не-сущего нет – можем сказать, что нет и ада, а вместе с ним нет и всех тех, для кого он предназначен.
Заметим, что главным атрибутом этого места является огонь – в даном случае это не символ Божественной любви или Святого Духа, а символ полного уничтожения – анигиляции. Огонь это то, что полностью уничтожает все, что подвержено сгоранию: солому (Мф 3:12; Лк 3:17), деревья, не приносящие плод (Мф 3:10; 7:19; Лк 3:9), высохшие обрезанные ветви (Иоанн 15:6). Эти евангельские символы обозначают не столько грешников, сколько людей бесполезных для Царствия Божьего – тех, кто были мертвы уже при жизни.
Смущает в этой теории только один факт – вечность этого «огня» - горение, которое никогда не прекращается, которое никогда не становится сгоранием. Небытие становится процессом, который продолжается вечно. Возможно ли это?
В свое время Мартин Хайдеггер сделал настоящую революцию в метафизике, основанной на парменидовской концепции сущего, доказав, что не-сущее все-таки каким-то образом существует. Может быть, тайну преисподней можем понять только в свете философии Хайдеггера?
На эту тему: философия в готическом стиле
Вот помнб Борхес в своём эссее "Продолжительность Ада" подметил, что самое пугаюещее в концепции Ада, это не огонь, а его вечность. Вот если начать думать над этим, то и в самом деле страшно становится. Вот только от думания на саму тему вечности, даже без огня и без дыма.
ОтветитьУдалитьНо на самом деле пугающее ощущение вечности появляется только когда думать об этом. Само по себе пребывание в этом состоянии лишено каких-либо эмоций.
Поможет ли философия Хайдеггера прояснить картину Ада? - я думаю верующий не такие вопросы должен задавать, а например как бы приблизить Второе пришествие и закончить наконец этот несовершенный мир и обрести жизнь Вечную.
Хорошее исследование, но остались вопросы.
ОтветитьУдалитьО каком месте говорится в притче о Богаче и Лазаре? О шеоле? И как же они могли разговаривать и мыслить, если в шеоле нет размышления?
Еккл.9:10 Все, что может рука
твоя делать, по силам делай;
потому что в могиле, куда ты
пойдешь, нет ни работы, ни
размышления, ни знания, ни
мудрости.
А почему огонь Св.Духа и Любви Божьей не может быть огнем полного уничтожения? Солома, сухие ветви, как и плевелы в Матф.13 – возможно не люди, а зло в людях, плохие наклонности, злые и пустые дела, которые сгорят в огне любви Бога, а люди сами спасутся, как бы из огня.
В причтче о богаче и Лазаре – упоминается «ад» - обычно в Ветхом Завете этим словом переводят «шеол», но именно в этом случае слово это не адекватно действительности, ибо евангелист описывает тут уже новозаветную преисподнюю. Кое-что на счет «огня любви» - читайте в статье http://hieremia.blogspot.com/2006/12/fire-walk-with-me.html#eee_l
ОтветитьУдалитьНапример в Мф 25:32-46 Иисус говорит конкретно о людях, а не о "зле".
Думаю, прибизить Второе Пришествие невозможно - оно наступит тогда, когда нужно, а этот мир, хоть и несовершен - за-то лучший из возможных (как говаривал Лейбниц), и мне лично - нравится.
ОтветитьУдалитьЕсли приблизить Второе Пришествие нельзя тогда от человека ничего не зависит, значит вся его жизнь лишена смысла, и что бы он ни делал, как бы не поступал всё одинаково.
ОтветитьУдалитьИнтересно, что теология даже не ставит перед собой задачу когда же наступит это самое Воторое Пришествие. А ведь это самое главное событие, которое по этой же теологии ещё и осталось пережить. Но теология на протяжении веков изучала более важные вопросы типа сколько ангелов может уместиться на кончике иглы.
Вдруг это самое Второе пришествие наступит завтра? Как там можно?! - воскликнет теолог - у меня на год вперёд расписаны доклады и конференции - надо прояснить некие тонкости в Писании, а Второе пришествие подождёт - в этом мире и так хорошо!
Вот пример как извратилось учение Христа. Ведь первые христиане были мягко говоря не в восторге от этого мира и со дня на день ждали Второго Пришествия.
Это всё не по теме Ада, потому умолкаю.
А на тему Ада есть интересная деталь - его привлекательность! Испокон веков прихожане с большим вниманием слушали проповеди на тему адских мучений, чем о райских благах. Первая часть комедии Данте читается с большим интересом, чем остальные две. Теологических сочинений и споров, рассуждений и публикаций на тему Ада много больше чем на тему Рая.
Чем же Ад заслужил такое внимание?
Если теологи, о которых вы говорите, кроме всего прочего еще и верующие люди (такое иногда случается), и кроме докладов и конференций появящают свое время молитве – можете не сомневаться, что Судный День не застанет их в расплох. Каждый христианин – готов к этому дню, но без лишнего ажиотажа, присущего некоторым сектам, называемым «апокалиптическими». Но вам этого мало – вы хотите, чтобы теологи вообще перестали заниматься какой бы то ни было научной деятельностью, а посвятили бы всю свою энергию ожиданию конца света, которое вы почему-то считаете – главным в христианстве. Такое «ожидание» не является предметом теологии по распоряжению самого Христа: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1:7). И христианство не в этом заключается. И большой ошибкой было бы считать первых христиан «апокалиптической» сектой. Как правило, такие секты способны только разрушать, а не созидать, и перестают существовать тогда, когда указанная ими дата конца света оказывается фальшивой. Христианство перестало бы существовать уже давно – со смертью последнего апостола: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:28). А смысл жизни – он либо есть, либо его нет, но от того, способны ли мы приблизить конец света или нет – это никак не зависит.
ОтветитьУдалитьЧто же касается наших представлений об аде и рае, то все они в большинстве своем – только наши представления. И так уж человек устроен, что все плохое – представляет себе намного более колоритно, чем «постное» хорошее, на которое даже фантазии не хватает. И это касается не только религии – взять хотябы новости – интересует ли народ что-либо хорошее? Нет, за-то катастрофы, убийства, войны – совсем другое дело, и преукрасить такие события корресподенты тоже не стесняются. Или к примеру – классика жанра – Достоевский. Пока Раскольников был плохим мальчиком – Автор не скупился на красочные описания этого его состояния, а вот когда обратился – во все великом и могучем русском языке не нашлось более-менее подходящих оборотов, для описания этой действительности.
Почему же новозаветнюю? Разве после Христова воскресения существует лоно Авраама, где был лазарь? И где же тогда пребывал бочачь? Богачь в чистилище?
ОтветитьУдалить"Новозаветную" - потому что в ветхозаветном шеоле небыло разделения на плохих и хороших - все отправлялись в одно место, а о "лоне Авраама" кроме этой притчи, наскольколько мне известно, упоминаний в Библии нет.
ОтветитьУдалитьвовсе не ожидание Второго Пришествия должно быть главным в христианстве, а его приближение.
ОтветитьУдалитьВот как раз первые христианские секты и вымерли все. А то что сейчас называется христианством - тут можно найти многое от разных религий. Но суть одна - это служит обществу, служит власти. Вот апостолы были другого мнения, потому все и погибли страшной смертью от руки этой самой власти, потому как проповедовали жизнь не от мира сего.
Ну да ладно. Мне ли спорить с теологами. Куда там! Вот умеют теологи найти в Библии слова, пусть даже и очень туманные, в подтверждение своей идеи. В то же время если что-то конкретно упоминается в Библии, то оказывается что что бы быть правдой то одного упоминания мало. Вот такой методикой мне никогда не овладеть, тут надо настоящим теологом быть. (это вот про лоно авраамово) Но мне вот не понятно, почему христиане так упорно держатся за еврейскую традицию. Сами-то евреи христианство не признают, а получается что христиане большие евреи чем сами евреи.
На счет первых христиан - вы опять ошибаетесь. Достаточно изучить историю христианства, пользуясь нормальными источниками, а не "Кодом да Винчи". На счет "методики" - вы затронули тему, над которой Отцы Церкви спорили несколько веков (прежде всего Антиохийская и Александрийская школы). Лично я придерживаюсь метода св. Иринея - "тело Истины" - главная его идея - логическая когеренция всех постулатов учения, если какой-либо элемент логически не согласовуется с системой - пусть он даже взят из Библии - теряет свою важность (как правило - интерпретируется аллегорически), как бы там нибыло, а созидать на нем какую-либо серьезную концепцию - нельзя. Что до евреев - мне искренне жаль, что они сами отошли от собственной традиции... В традиция Ветхого Завета намного больше хрисианства, чем современного иудаизма.
ОтветитьУдалить