(о Рае 3)
Лукас Кранах Старший, "Золотой век"
Предположим, что библейский Эдем это все-таки не метафора идеализированного первобытнообщинного строя, аналога «Золотого Века» Гесиода, а действительно состояние святости – истинного совершенства человека, которое он имел от сотворения, и которое утратил в грехопадении. Состояние, в котором он мог свободно общаться с Богом, постоянно пребывая в Его любви (хотя, замечу, что и после грехопадения и изгнания из Рая, человек не утратил способности общаться со Всевышним). Если дела действительно обстоят так, то истинным стремлением каждого верующего должно быть возвращение в это состояние. Так понимали спасение христианские неоплатоники, мышление которых не выходило за рамки формулы Плотина «exitus-reditus». Но о возвращении в Эдем грезили не только они, но и представители другой ранне-христианской «партии» – милленарии или хилиасты (Папий, Поликарп, Псевдо-Варнава, Иустин, Милитон, Ириней Лионский). Но, если для неоплатоников возвращение в Эдем было пределом мечтаний, для милленариев – только переходным периодом – подготовкой к настоящему спасению – т.е. Царству Небесному.
В двух словах учение названное милленаризмом (от лат. mille – тысяча) можно бы было представить следующим образом: во время Второго Пришествия Христа произойдет только частичное воскресение мертвых – восстанут только праведники и будут царствовать тысячу лет вместе со Христом на обновленной земле (которая снова станет цветущим садом). По прошествии этого «millenium» произойдет окончательный конец света, Страшный Суд со всеми его последствиями, после которого праведники, насладившись уже благами земного Рая, перенесутся в Рай небесный – обретут истинное совершенство, которого человек не имел от сотворения, т.е. – соединение с Богом.
Со временем официальная Церковь отвергла это учение (хотя большинство из его сторонников признано святыми), и сейчас, насколько мне известно, такие или подобные взгляды исповедуют только некоторые не ортодоксальные христианские течения (чтоб не сказать «секты»).
Возникает справедливый вопрос: зачем понадобилась эта тысяча, пусть даже символических, лет? Зачем нужно обновлять земной Рай, когда справедливых в конечном итоге ожидает Рай небесный?
На первый взгляд, милленаризм, как учение имеющее библейские корни, основывается на книге Откровения (кстати, большинство его сторонников были учениками апостола Иоанна). Именно там мы находим упоминание о «тысячелетнем Царстве Христа» (Откр 20:6). Но на самом деле корни этой науки уходят намного глубже – в Ветхий Завет. Достаточно вспомнить Пророка Исаию и его благословенные времена, когда «волк будет жить вместе с ягненком» (см. Ис 11:6-9; 65:25), или «Вечное Царство святых Всевышнего» о котором говорится в книге Даниила (7:27). Израиль связывал исполнение этих пророчеств с приходом Мессии, и нужно сказать, евреи в большинстве своем не приняли Христа именно потому, что с Его приходом не настало это самое обещанное и ожидаемое Царство. Милленаризм, таким образом, возникает в ранне-христианской общине как «наш ответ евреям». Если древние пророчества верны (а иначе и быть не может), то когда же еще должно наступить это благословенное Царство, как не во время Второго Пришествия Христа? А чтобы дать этим пророчествам время на исполнение, а праведникам – на обещанное блаженство на обновленной земле, окончательный День Гнева пришлось отодвинуть на тысячу лет.
Но, быть может, дела обстоят гораздо проще. Так как первый Эдем – это рассказ о блаженном прошлом человечества, так и второй Эдем – Земной Рай милленариев – на самом деле рассказ о будущем человечества. Благословенные времена, о которых писали пророки – своеобразная форма science fiction – описание будущего, которое и не снилось современным писателям-фантастам. И кто знает, может человеческая цивилизация когда-нибудь дойдет до такой фазы своего развития, которая действительно будет отвечать стандартам библейского «Царства Справедливых»?
Только, какое отношение к этому имеет религия?
А когда же будет продолжение?
ОтветитьУдалитьа стоит ли продолжать?
ОтветитьУдалитьНаверное стоит и всех грешников воскресить, что бы они сделали правильную переоценку за тысячу лет.
ОтветитьУдалитьгрешники тоже воскреснут, но после - для суда, но не для "Царства"
ОтветитьУдалитьВобщем, для издевательства!
ОтветитьУдалить