До того, как Эйнштейн разработал свою гениальную теорию, лучшей формулой раскрывающей нам истину об относительности времени были знаменитые слова апостола Петра: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр 3:8).
Бог не только сам пребывает вне времени, но и на протяжении всей священной истории постоянно демонстрировал свою власть над временем. Достаточно вспомнить знаменитую битву с аморреями при Гаваоне (Ис. Нав 10:12-14), когда «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим». В этой истории поражает нас совсем не то, что Бог смог остановить Солце и Луну (или скорее Землю) – в конце концов, Он - Всемогущий, а то ради чего Он это сделал – воистину, какими бы страшными врагами Израиля не были аморреи – не стоили они того, чтоб ради победы над ними совершилось такое чудо. Бог мог бы уничтожить их менее чудесным способом. Второй подобный инцидент произошел при царе Езекии и пророке Исаие (2 Цар 20:8-11), когда «тень возвратилась назад на десять ступеней». Это чудо должно было стать знамением исцеления царя, но заметим, что знамение это намного превосходило само исцеление (кстати, совсем не чудесное). Намного легче было бы исцелить Езекию без всяких спецэффектов с тенями, однако Он сотворил это чудо - для чего? Продемонстрировать людям свою силу, или такие игры со временем имеют некое укрытое символическое значение? Например – является символом покаяния, которое мистическим образом возвращает человека в состояние перед грехопадением?
В Новом Завете, если внимательно присмотреться, тоже можно найти подобные примеры. Например, знаменитая сцена Преображения Господнего. Согласно толкованию Иринея, а за ним и Тертуллиана, это была встреча вне времени. Моисей и Илия, которые явились и разговаривали с Иисусом, явились не с Небес, где актуально пребывали, а из прошлого – каждый из своего времени. Каждый из них в свое время встречался и говорил с Богом лицом к лицу – и это была именно та встреча.
Но, как путешествие во времени, можно интерпретировать еще один фрагмент Евангелия – явления воскресшего Иисуса. Отважился на такое латиноамериканский теолог Jon Sobrino. Мы уже слышали это имя в связи с «теологией освобождения», но эта его «теология» с освобождением ничего общего не имеет. Как утверждает Собрино, фрагмент Евангелия, повествующий о женах-мироносицах, ставших свидетельницами пустой гробницы – эхо более поздней традиции, связанной с паломничествами первых христиан к гипотетическому месту погребения Иисуса, пустому – чисто символически. В действительности никто никакого пустого гроба не видел. Истинным свидетельством воскресения были многочисленные явления Иисуса, которые, как знаем из Евангелия, были весьма необычными - Иисус появляется в комнате, не смотря на закрытые двери, Его с трудом узнают ученики… Собрино приходит к выводу, что все эти явления были явлениями «гостя из будущего». Христос совсем не воскресал. Его останки могут до сих пор покоиться где-то в палестинской пустыни, маня к себе энтузиастов-искателей, вроде Камерона (искателей не гроба, а сенсаций). Христос воскрес в будущем – как и положено – в «последний день», и Его новая форма бытия – бытия вне времени, позволила ему совершать путешествия в прошлое, чтобы укрепить в вере (или обмануть) перепуганных учеников.
Эта ересь поражает буйностью фантазии ее автора, но рассыпается в прах при утверждении главного аргумента воскресения, который Собрино попытался отодвинуть на бок. Первым свидетельством воскресения была все-таки пустая гробница, а попытка приписать этот факт «позднейшей традиции» не выдерживает никакой критики.
Впрочем, если останки Христа действительно будут найдены – это никак не повредит христианской вере в воскресение. Видимо на такой «пожарный» случай Собрино и разработал свою теорию.
Вот всё, что вытворял ветхозаветный бог саваофф или как там его - совсем не похоже на дела Господни, как мы их себе сейчас представляем. Действительно, мелочный какой-то бог. Вроде бы создал свет и тьму, давал указание заре, и закладывал краеугольный камень в основание Вселенной. А вот в итоге выбрал какое-то дикое племя, водил их по пустыне, натравливал на другие племена. Стращал и запугивал всех, кого мог. А в то же самое время миром правили "астарты", Серапсис, Амон и Юпитер.
ОтветитьУдалитьОставте уже этот "маркионизм" - Бог один - Ветхого и Нового Завета. Разный только наш подход к Нему, который и выразился в разных книгах (не только в Заветах) Библии.
ОтветитьУдалить