(о Рае 2)
Какой была недолгая жизнь наших прародителей в Эдеме? Что было сущностью первородного греха? Что собственно они потеряли (или приобрели), будучи изгнанными из Рая?
Желая ответить на эти или подобные им вопросы, прежде всего, следует изучить материал, с которым придется работать, а именно фрагмент книги Бытия 2:7 - 3:24. А имеем мы здесь дело с адаптированной библейским автором (или редактором), древней вне-библейской легендой политеистического происхождения. Это, как мне кажется, весьма убедительно доказал в свое время Дж. Дж. Фрэзер (ранее я публиковал восстановленную им изначальную версию этой легенды). Жаль, что библеисты-теологи совершенно (как мне кажется) не прислушиваются к мнению библеистов-этнографов. Легенда эта должна была объяснить древним людям причину их плачевного существования, ответить на вопросы: почему человек смертен (а змей бессмертен), почему женщины рождают в муках, и что еще хуже – зависят от мужчин, а мужчинам (и не только) приходится добывать пропитание «в поте лица». Трудно искать в этой легенде ответы на другие вопросы, а уж делать из нее правдивую историю катастрофы вселенского масштаба и на ней созидать всю христианскую теологию – по меньшей мере, не серьезно. Но, как бы там ни было, теология, основанная на первородном грехе – это реальность с которой приходится мириться.
Может быть, без этой легенды Библейское повествование не утратило бы своего смысла и последовательности, но тот факт, что она все-таки нашла свое место в этом повествовании, свидетельствует о чем-то важном. И заслуга в этом не только Божьего Провидения водившего пером земного переписчика, но и земного автора-редактора, вставившего ее в сакральный текст. Видимо, имел на то веские причины. Настораживает и тот факт, что последним редактором книги Бытия был скорее всего священник эпохи Второго Храма – времени развитого монотеизма, который по странному наитию сохранил в тексте политеистические нотки.
В чем же заключался этот пресловутый первородный грех? Некоторые полагают, что первородный грех (как и грех вообще) каким-то образом связан с сексом. Видимо, причиной для таких выводов послужил факт, что перед грехопадением прародители были голыми и не стыдились, а после грехопадения эта ситуация изменилась радикальным образом. Такое мышление присуще спиритуалистам-платоникам. Так св. Августин считал, что каждому сексуальному акту сопутствует стыд – и это является доказательством его греховности. В действительности, заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:28) Бог дал людям еще перед грехопадением (хотя, это уже другая история), и секс уж никак не может являться «последствием первородного греха».
На мой взгляд, ключом к пониманию тайны т.н. «первородного греха» являются слова о познании добра и зла.
Знание добра и зла – фундаментальное положение нравственного учения всех времен и народов, и Библия не является исключением. Но что конкретно обозначают эти слова в интересующей нас легенде? Можно ли приписывать библейскому автору кантовское понимание морального императива? Может быть в данном случае, значение этих слов куда более банально? Теологи, исследуя этот текст, зачастую делали далеко идущие выводы: знать добро и зло – значит знать все, или даже – самому решать о том, что такое добро и зло. Наверняка библейскому автору даже и не снились такие возможности интерпретации этого текста.
Не смотря на то, что интересующая нас легенда – вне-библейского происхождения, написана она библейским языком, и если мы хотим раскрыть тайну «познания добра и зла» - за разъяснениями нужно обращаться исключительно к Библии. А в Библии «познание добра и зла» очень часто связано ни с чем иным как с возрастом (!). Например, именно о возрасте Мессии говорит Пророк: «доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7:15). Моисей, пророчествуя о земле обетованной говорит: «дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу [врагам], и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею» (Втор 1:39). Тот же Моисей уточняет этот возраст: «люди сии, вышедшие из Египта, от двадцати лет и выше [знающие добро и зло (LXX)] не увидят земли, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, потому что они не повиновались Мне» (Числ 32:11). Речь, таким образом, идет не только о младенцах, а о тех, кто уже имеет некоторый житейский опыт. Не в этом ли возрасте был «отрок малый» Соломон, когда просил Бога научить его «различать добро и зло» (1 Цар 3:9)?
Почему бы не предположить, что в интересующей нас легенде, слова о добре и зле также касаются возраста – «младенческого возраста» человечества? А мир перед грехопадением, это совсем не совершенство, а всего-навсего блаженное неведение?
Являются ли свободными от первородного греха коренные жители острова Чунга-Чанга, которые живут в поистине райском месте, не утруждают себя возделыванием земли, и до сих пор ходят голыми и не стыдятся? Может быть т.н. грехопадение – это начало развития цивилизации? Развития, нужно признать, с моральной точки зрения, греховного – построенного на использовании, неравенстве и эксплуатации. А библейская легенда – всего-навсего – сожаление (в духе Руссо) об утерянном первобытном «блаженстве»?
Продолжение: Возвращение в Эдем
Позволю себе не согласиться с Вами, уважаемый автор.
ОтветитьУдалитьЕсли дело связано с "развитием цивилизации", то какой смысл в словах Бога "вот Адам стал как один из насюю" !!???? Что Он имел ввиду??
хороший вопрос...
ОтветитьУдалитьНе знаю. Не знаю, не знаю, что имел ввиду человеческий автор этого фрагмента, не знаю, как это прошло через позднейшего редактора.
Если смотреть на этот фрагмент критически: с точьки зрения form gechischte, то, тут явно видны следы древней, политеистической легенды.
Если же посмотрим на это как верующие люди на Божье откровение - допустиама любая аллегория.
Думаю не стоит и разделять Божественность откровений и "человеческое авторство"! В любом случае последним редактором являлся Бог!:)
ОтветитьУдалитьЕсли не подходить к Богу, как некоей виртуальности, философии а реально Сущему. То это уже вопрос "приоритета" кому доверять больше..., научным изысканиям людей (ученых) или Богу который всем этим управляет!?
constantine :)))
Если не разделять на божественное и человеческое, то нужно быть последовательным и «сделать себе кисточки на четырех углах покрывала» (Втор 22:12) и многое другое.
ОтветитьУдалитьЭто, да.. согласен!:)
ОтветитьУдалитьНо как найти истину, настоящий смысл?
Хилон говаривал "познай самого себя, и ты познаешь вселенную и богов", а Христу приписывают: "я есть Истина".. может стоит обьединить и сказать что человек и являеться Истиной (т.е. определяет что есть истина..,хотя это уже сильно смахивает на квантовую физику:))
Тогда слова ""вот Адам стал как один из нас" вполне логичны! Но тогда зачем Библия и божественное откровение в ней? Или может это лишь "человеческое"??
Откровение - это "дух", то что написано - "плоть". Я не предлагаю, как Бультман "демифологизировать" откровение, но читая эту самую "плоть" нужно стремиться открывать то что духовное. Но прежде чем переходить к аллегории, нужно правильно понять буквальный смысл.
ОтветитьУдалитьЧеловеку свойственно ошибаться - поэтому он не "истина" сам в себе, однако познание самого себя - приближает и к познанию истины, делает это познание вообще возможным.
Это все да.., но что есть "духовное" ??
ОтветитьУдалить"сделать себе кисточки на четырех углах покрывала» (Втор 22:12) В чем тут духовность, и разве духовность должна (или вообще) противоречить "плоти" ??
А я не говорю, что духовность нужно искать в каждом слове или даже в каждой букве (как это делали каббалисты), духовность - в целости. Читали мою статейку "о методах"?
ОтветитьУдалитьДуховность не должна противоречить плоти, но не нужно делать логический категориальный сдвиг и принимать плотское за духовное.
Думаю, что данный фрагмент (как и предшествующий ему - на счет одежды из двух видов ткани) - пережиток древних суеверий. Фрэзер ("Фольклор в Ветхом Завете") касательно этих фрагментов, насколько я помню, ничего не пишет, за-то подает уйму других подобных примеров, например касательно заповеди "не вари козленка в молоке матери его".