О «первородном грехе»
Наверняка каждый из нас, даже тот, кто Библию в руках не держал, знает историю о Адаме, Еве, змее и запретном плоде, который как известно сладок. Конечно, каждый серьезный исследователь Библии понимает, что этот рассказ – своего рода легенда, притча, задача которой в символах представить истину, которую словами не передашь. Есть, однако, мнение, что первоначальная версия этой легенды выглядела немного по-другому. Так, например знаменитый анторополог и этнограф Дж. Дж. Фрэзер постарался восстановить, как ему казалось, первоначальную версию. Вот она:
«Благожелательный Создатель, вылепив из глины первых мужчину и женщину и одарив их жизнью простым дуновением в рот и в нос, поместил счастливую чету в земном рае, где, свободные от забот и труда, они могли питаться вкусными плодами восхитительного сада и где звери и птицы безбоязненно резвились вокруг них. В виде проявления своей высшей милости Бог хотел наградить наших прародителей великим даром безсмертия, но решил при этом сделать их самих вершителями своей судьбы и предоставить на их собственное усмотрение – принять либо отвергнуть предложенный дар. Для этой цели он посадил в середине сада два чудесных дерева, на которых росли плоды двух совершенно различных сортов: плоды одного дерева приносили смерть вкусившему от них, плоды другого – вечную жизнь. После этого Он послал змея к мужчине и женщине, поручив передать им следующую весть: «Не ешьте ничего от дерева смерти, ибо в тот самый день, когда вы станете есть от него, вы неприменно умрете; но ешьте от дерева жизни – и вы будете жить вечно». Но змей был самым хитрым животным на земле и по дороге решил извратить слова послания. И вот когда он пришел в Эдем и застал женщину одинокой, то сказал ей: «Бог так повелел: не ешьте ничего от дерева жизни, ибо в тот самый день, когда вы станете есть от него, вы неприменно умрете; но ешьте от дерева смерти – и вы будете жить вечно». Глупая женщина поверила ему, стала сама есть роковые плоды, и дала их есть мужу своему. Но коварный змей сам ел от дерева жизни. Вот почему с тех пор люди остаются смертными, а змеи – бессмертными: змеи меняют ежегодно свою шкуру и потому остаются молодыми» (Фрэзер Д. Д., Фольклор в Ветхом Завете, Москва 1990, с. 35).
Чтож, мнение Фрэзера выглядит довольно убедительно, тем более что подкреплено многочисленными примерами аналогичных легенд существующих у многих первобытных народов. Но эта легенда слишком банальна и примитивна для того чтобы стать частью откровения. Если даже первоначальная версия и была таковой – библейский автор изменил ее не случайно – хотел выяснить нечто большее, чем только смертность человека и «безсмертие» змея. Змей не просто обманщик – а искуситель, человек не просто становится жертвой обмана – а нарушает Божий запрет. Большую роль играет в этой истории и «познание добра и зла», которого нет в версии Фрэзера. Какуюже истину в действительности хочет передать нам Библия?