Небытие определяет сознание
Поиски смысла жизни – одно из любимых занятий философов всех времен и народов. Однако доверять это занятие исключительно философам – дело опасное – ведь они могут придти к выводу, что жизнь не имеет никакого смысла, а такой вывод чреват большими неприятностями. Сами понимаем – отсутствие смысла жизни порождает отчаяние, которое приводит в лучшем случае к запою, в худшем – к самоубийству. Тот, кто берет на себя ответственность за судьбы общества, не может этого допустить. Поэтому идеологи всех времен и народов, поскольку найти смысл жизни не могли, пытались сами разработать этот смысл и преподнести его другим.
«Жизнь надо прожить так, чтоб не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Однако на самом деле «мучительно больно» становится тогда, когда в конце своей героической жизни понимаешь, что та великая идея, ради которой ты жил, боролся и страдал – мягко говоря, того не стоила.
Но, оставим тоталитарные идеологии. «Свободный» мир со своей идеологией потребительства, в котором мы ныне живем – предлагает нам целую гамму «смыслов», намного более приятных для того, чтобы заполнить ими пустоту нашего бренного существования.
Многие считают, что в жизни должна быть какая-то цель. Эта цель может быть воистину великой, а может быть и банальный минимум – «дом, дерево, сын». Если предположим, что смысл заключается в осуществлении этой цели – что-то сделать, кем-то стать и т.п., то эта цель – желание ее достичь – начинает диктовать нам содержание жизни – жизнь становится ее реализацией. Недостигнутая цель, неосуществленное стремление является причиной фрустрации – сознания того, что прожил жизнь зря. Если, как нам кажется, никакой конкретной цели мы перед собою не ставим – смыслом жизни становится само ее содержание – нужно наполнить жизнь всевозможными событиями, чтоб время даром не пропадало. Но это ведь тоже своего рода цель.
- Да, господа, жизнь пуста, если в ней нет подвигов и приключений!
- Вы правы, мой друг, но жизнь бессмысленна, даже если в ней есть приключения…
Религия (или религиозная идеология) также предлагает нам свое понимание жизни и ее смысла. В данном случае имеем цель – достижение Царства Небесного (или каких бы то ни было аналогов в других религиях), а жизнь наполняется всевозможными способами реализации этой цели. Мало того, именно в религиозном понимании, слова «мучительно больно» приобретают действительно реалистическое значение – с геенной огненной шутки плохи.
Автор «Книги Экклезиаста» (никто из современных библеистов уже не приписывает ее Соломону), предлагает нам совсем иной подход к этой проблеме. Исходным пунктом его размышлений является смерть – скорбный итог нашего существования на этой земле. Причем эта смерть – радикальна, нет никаких намеков на потустороннее существование: «Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (3:20). Конечно, антропология Экклезиаста дуалистична: тело, взятое из праха, и «дух», данный Богом. Однако этот «дух» - совсем не «душа» в платоновском ее понимании – это скорее безличная энергия жизни, которая не является носителем человеческой индивидуальности: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (12:7). «Дух» - это не «Я», который возвращаюсь к Богу, а нечто, что Бог забирает, после чего «Я» умираю и умираю навсегда. Для ветхозаветных представлений о потустороннем такая концепция была вполне приемлема.
Смерть, как единственный итог жизни ставит под сомнение любую цель и являет бессмыслие всего ее содержания. Все жизненные стремления – «суета сует и томление духа» (кстати, некоторые переводчики склоняются к мысли, что «томление духа» следует переводить как «погоня за ветром» - т.е. действие лишенное всякого смысла). Нет смысла в постижении мудрости, потому что при всех преимуществах мудрого перед глупцом, мудрец все равно умирает наравне с глупцом. Нет смысла накапливать богатство или приобретать власть – все равно сойдешь в могилу, оставляя свои богатства чужим. Также нет смысла трудиться ради блага собственного потомства – потому что не знаешь, что сделают твои потомки с нажитым тобою состоянием. Остается есть, пить и веселиться, но и это, бесспорно приятное времяпровождение, – смысла не имеет.
Казалась бы, Экклезиаст зашел в тупик безысходности. Если жизнь не имеет смысла, зачем тогда жить? Самое время порезать себе вены или утопиться в омуте. Однако автор книги отнюдь не впадает в отчаяние. Совсем наоборот – призывает жить полноценной, насыщенной и главное – добродетельной жизнью, хотя и это тоже смысла не имеет. Особенно полон оптимизма его призыв молодым людям: «веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих» (11:9), и даже следующая оговорка: «только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» не должна остудить юношеский пыл и жажду жизни. «И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, - продолжает Экклезиаст, - потому что детство и юность - суета» (11:10). Отсутствие смысла жизни не становится причиной апатии, но как раз наоборот – наполняет жизнь радостью, и эта радость поистине верующего человека.
Цель, хоть она, как нам кажется, придает жизни смысл, но, что намного хуже – порабощает нас. Жизнь становится обязанностью, которую нужно исполнять. Осознание же смерти освобождает нас от иллюзии «смысла жизни», превращает в прах всякие цели и стремления, дает нам понять, что мир ничего от нас не ожидает, а значит, наши жизненные неудачи не могут привести к фрустрации. Жизнь перестает быть обязанностью и наконец, становится жизнью. Жизнь, хоть и не имеет смысла, имеет свою ценность, и определяет эту ценность не цель и не содержание – ценностью жизни является сама жизнь.
Смысл жизни в том виде, в котором его предлагают различного сорта идеологи конечно убожествен. Но, возможно, он все же лучше, чем неизвестность, непонятность. Возможно он даже лучше реального положения вещей. Человеку свойственно наделять это понятие какой-то нереальной глубиной, между тем в действительности смысл может состоять как в известном анекдоте - в передаче соли. http://dedushka.info/2007/06/05/smysl-zhizni/
ОтветитьУдалитьвремя собирать соль, и время ее разбрасывать...
ОтветитьУдалитьХочу заметить, что идеологии могут быть разные, до той степени, что каждый сам может иметь личную идеологию.
да )) река не знает в чем ее суть, т.ч. я согласен - ценность жизни в самой жизни..
ОтветитьУдалить"ценностью жизни является сама жизнь"
ОтветитьУдалитьВы имеете в виду жизнь "психе" или "зое"?
Бергсон назвал бы это "elan vital"... хотя жизнь она и есть жизнь.
ОтветитьУдалитьМне мерещеться в этом случае, что отсутствие наркотической привязанности к жизни приводин к самой ее єкзистенции.
ОтветитьУдалитьИменно здесь мы можем узреть истинное христианство, когда нет погони за лакомым куском или спасения своей драгоценной шкуры от истязаний.
Здесь нет эгоцентрического использования Бога в своих потребительских целях, которые не объединяют с Ним, а лишь берут от Него товар для своего индивидуального пользования.
Во истину, мы видим оценку жизни, даже тогда, когда она может прекратиться на вечно.
Благодарность, только благодарность за эти секунды существования мы слышим из уст Екклезиаста.
Благодарность жизни - это благодарность Самому Богу, при том безвозмездно, и поверте, таковых награда - сама Жизнь в самой своей сути.
Я говорю "аминь"! Скажите "аллилуя"!!!
ОтветитьУдалитьАллилую!!!
ОтветитьУдалитьединого смысла в жизни нет...потому что люди все разные!идеологии различные пытаются подогнать людей под свои стандарты,попутно позиционируя себя смыслами жизни,и это мерзостное явление!этакий способы манипулирования людским сознанием!!!если долго размышлять о смысле жизни.то приходишь к выводу что никакого смысла нет и что единственное что у нас есть это настоящий момент!прошлое уже ушло,а настоящее еще не наступило и смысла в них нет и не будет..есть только осознание.что когда нибудь сердце остановится и я "пойду долиной смертной тени" и уйду в вечность(или в рай))) без цели и без смысла
ОтветитьУдалить