Еще одна заповедь?

Каждый, кто читал Евангелие, наверняка прекрасно знает историю о встречи Иисуса с неким богатым человеком, который отошел от Него опечаленным, потому как не захотел по совету Иисуса расстаться со своими богатствами. Евангелисты передают эту историю по-разному – даже не знаем, кем был этот богатый человек: у Марка это просто «некто» (10:17), Матфей, повторяя за Марком (19:14), добавляет, что этот «некто» все-таки был «юноша» (19:20), а Лука считает, что это был «некто из начальствующих» (18:18).

Перед тем, как изречь свою крылатую фразу о верблюде и игольном ушке, Иисус интересуется, насколько хорошо его собеседник знает и соблюдает заповеди. Конечно, Он перечисляет не весь Декалог: не упоминает заповедей о служении Единому Богу, о кумирах и о субботнем дне, а только т.н. «нравственные заповеди»: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать. И вот, среди этого списка, в Евангелии от Марка, находим еще одну заповедь, которой нет в известных нам версиях Декалога: «не обижай» (Мк 10:19). Матфей (19:18-19) и Лука (18:20), повторяя эту историю вслед за Марком (согласно теории Двух Источников), поспешили убрать эту заповедь из своих списков – видимо посчитали, что Марк ошибся. А зря.

Ошибся ли Марк, или Иисус действительно считал эту заповедь равноценной Десяти? Как бы там ни было, а заповедь эта в разных формах появляется в Законе Моисеевом, по крайней мере трижды: «пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх 23:9), «не обижай ближнего твоего и не грабительствуй» (Левит 19:13), «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих» (Втор 24:14).

Концентрируясь только на Десяти Заповедях, да еще споря о разных их версиях, мы упускаем множество других «ценных указаний» Бога, соблюдение которых безусловно помогло бы нам быть более добродетельными.

4 комментария:

  1. Да там много чего интересного, доброго написано. Да только не до того нам. Не до заповедей. И эти-то кто их выполняет?

    ОтветитьУдалить
  2. Внимательно читаете. А разве эта заповедь "не обижай" не входит в "не убей"?

    ОтветитьУдалить
  3. В принципе все заповеди, по словам Апостола, заключаются в заповеди: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим 13:9), но думаю, что «не обижай» это все-таки не то же самое, что «не убивай». До убийства может и не дойти, а вот обида останется...

    ОтветитьУдалить
  4. Это смотря как обижать. Тот. кого любишь может так обидеть, что будешь испытывать подобное агонии. Словами и поступками мы раним сердце того, кто нас любит. Больше всего храни сердце свое, ведь из него источники жизни(Притчи Соломона)Обижающий попадает в сердце, в источник жизни...а значит убивает в другом жизнь.

    ОтветитьУдалить