В одной из моих предыдущих статей, а именно «секс в Библии», я упомянул, что согласно Ветхозаветному Закону о ритуальной чистоте, сексуальная близость как таковая, не считалась чем-то «нечистым». Поскольку никто из моих читателей не выразил никакого сомнения или возражения по этому поводу, делаю вывод, что эти мои читатели (при всем уважении) невнимательно читают Библию. Существует несколько фрагментов, которые можно бы было считать таковыми. Например, приготавливая народ к принятию Божьих Заповедей, Моисей, говорит: «будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» (Исх 19:15), или когда Давид со своими людьми, спасаясь от преследования Саула, решает подкрепиться в святилище, священник Ахимелех отвечает ему: «нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди твои воздержались от женщин!» (1 Сам 21:4).
Замечу, однако, что упомянутые выше правила не входят в Закон о ритуальной чистоте – ведь Закон обязывает всех и всегда, а эти правила – только тех, кто приближается к чему-то священному, и только тогда, когда это происходит.
Впрочем, между этими правилами и Законом о чистоте, а также многими другими установлениями, упомянутыми в Ветхом Завете, есть кое-что общее. Все они являются отголоском более первобытного, более примитивного закона - закона религиозной жизни глубокой древности, известного современным религиоведам как «табу». Это слово, впрочем, сделало карьеру в поточном языке, приняв на себя значение запретов вообще – неких тем, «о которых не говорят», но первое и основное его значение – это запреты исключительно религиозного характера.
Слово это было воспринято западноевропейским ученым миром из языка аборигенов Меланезии во многом благодаря английскому антропологу Роберту Маретту (1866-1943), который в своей работе «Формула табу-мана как минимум определения религии» представил оригинальную (отличную от фрэзеровской) теорию возникновения религии – т.н. преанимизм.
Цель всех этих религиозных запретов – возбудить в адептах данной религии некий «страх Божий» - страх перед неизвестным (в тех религиях, в которых даже не сложилось представление о какой-либо форме божества). Этот страх играет в религиозном мышлении очень важную роль, он должен заставить уважать сферу sacrum, провести четкую границу, отделяя ее от сферы profanum. Впрочем, страх этот всегда был реален, если не перед самой священной тайной, то перед наказанием за нарушение табу, которое, как правило, каралось смертью (в Библии также).
Общество, в котором создавалась Библия, хотя и было намного цивилизованнее обитателей далеких островов Океании, во многом оставалось верным своим древним первобытным обычаям (а сколько совершенно диких суеверий еще можем встретить в нашем обществе!). Не удивительно, что примеры всякого рода «табу» в Библии представлены в широком ассортименте.
«Табу» - одно из двух понятий, которые согласно Маретту, определяют религию, понятие – негативное. Намного больший интерес возбуждает позитив – понятие «мана». Это некая мистическая, энергия, наделяющая индивида особенными сверхъестественными способностями, энергия, которую также можно передавать другому человеку посредством определенного ритуала. Во многих религиозных традициях (и далеко не примитивных) можно найти нечто подобное: классический пример – древнеиранская «маги», термин, от которого происходит слово «магия».
В Библии также можем найти примеры использования подобной сверхъестественной энергии. И как ни странно – также в Новом Завете. Именуется она греческим словом δύναμις, что переводим как «сила».
Приведу только пару примеров: «В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк 5:30), или: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6:19).
В отличие от диких племен, в нашей религии эта «сила» совсем не безличная энергия, имеет она и свое Имя – Святой Дух. Именно Духом Святым (Духом Божиим) Иисус и апостолы творили чудеса, в Нем изрекали пророчества, Его также передавали другим через рукоположение.
К чему все эти параллели? Нет, я вовсе не хочу сказать, что Иисус всего-навсего один из шаманов, а христианство – одно из примитивных верований, приукрашенное всевозможными культурными достижениями цивилизованного общества. Однако, очень часто занимаясь изучением доктрины, углубляясь в теологические диспуты, отдавая предпочтение списанным догмам, правдивость которых построена не столько на Откровении, сколько на человеческой логике, мы забываем о живой вере. Повторяем ошибку фарисеев – делаем из живого Слова мертвую букву. Но «живая вера» - это ни в коем случае не «народная» религиозность, построенная на примитивных суевериях, все тех же «табу» и «мана», мало чем отличающаяся от аналогов первобытных племен. Это религия, в которой есть настоящая «Сила», способная творить настоящие чудеса.
Да пребудет с вами Сила!
"Сила" - это благодать?
ОтветитьУдалить"Сила" имеет много имен...
ОтветитьУдалитьАга, а еще приверженцы сахаджа-йоги на Майдане стоят и учат людей, что Св. Дух христианства - это кундалини...
ОтветитьУдалитьДа, каждая религия имеет дело с какой-то силой, но нет никакого основания отождествлять их. Знаем, что таких сил много: это и укрытые силы природы, силы действующие в самом человеке, в конце концов - нечистая сила (Христа тоже обвиняли, что он изгоняет бесов силою Веельзевула), ну и конечно - Святой Дух. Христианин должнен знать о каждой из них, чтоб не ошибиться. Чтобы, чудеса, которые происходят в нашей жизни ошибочно не приписать другой силе...
ОтветитьУдалитьУвы, большинству нашего народа темного абсолютно все равно, какой дух совершит чудо.Они говорят - "главное, что бы помогло". И идут по очереди, то в церковь, то к екстрасенсам, ведунам, целителям и т.д.
ОтветитьУдалить