Человек по натуре своей религиозен. Наверняка не было на земле ни одной цивилизации (включая самые примитивные), которая не исповедовала бы какой-либо религии. Причем совсем не «бог» или какая либо идея божества являлась стержнем каждой такой религии – о богах люди имели самые разнообразные представления и даже вообще без них обходились. Но что действительно объединяло все религии – это вера в загробное существование. В древнейших захоронениях археологи находят артефакты, свидетельствующие о верованиях в существование потустороннего мира. Конечно, большинство этих верований следовало бы отнести к разряду «суеверий», но на определенном этапе развития религиозного сознания, даже суеверия можно считать формой религии – примитивной религии (о религии и суевериях). Эти верования, конечно, были самыми разнообразными – от подземного царства Аида, до переселения душ. Но все эти представления о потустороннем объединяет одно убеждение – существование человека не оканчивается с моментом смерти. Именно это убеждение следует признать основой каждой религии и исходным пунктом развития религиозного мышления как такового (если конечно примем эволюционную теорию развития религии).
Атеистическое мышление зарождается исключительно в культуре Запада (еще перед христианством). Идеологи атеизма утверждают, что всему виною – наука, открывшая перед человечеством истину о мироздании и разрушившая его представления о мире сверхъестественном. А поскольку матерью всех наук следует признать философию – именно древнегреческих философов следует назвать «отцами» или, по крайней мере «предтечами» атеизма. И действительно, похоже, что само возникновение философии (именно в Древней Греции), является реакцией на мифологию той же Греции – бесспорно одну из самых богатых мифологий в мире. Человек, живущий среди нимф и кентавров, наконец, решил познать, как же мир выгладит в действительности, полагаясь при этом исключительно на силу собственного разума. Однако если мы внимательно ознакомимся с творчеством этих философов, считающихся провозвестниками атеизма, заметим, что предметом их критики была вовсе не религия, а все те же суеверия и предрассудки, а настоящим предметом их философских размышлений – поиски истинного Бога и опять-таки – истина о посмертном существовании человека.
Но, в то время когда языческие философы вплотную подошли к идее Единого Бога, среди тех, кто этого Бога знал и исповедовал веру в Него, появились «мыслители», предложившие миру идею религии без учения о загробном существовании, фактически – религию без веры.
Их основателем считают Садока, сына Ахитува, который вместе с Ахимелехом, сыном Авиафара был священником во времена Давида (2Сам 8:17 и далее), хотя главная идея их «религиозного» учения происходит от другого Садока - ученика Антигона Сохейского (ум. 264 до н. э.). Антигон научал следующим образом: «не будьте как рабы, служащие своему господину в расчёте получить за то вознаграждение, а будьте как рабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчётов на вознаграждение». Идея бескорыстного служения Богу не чужда также христианам, тем не менее, верующим в загробное воздаяние: как осуждение, так и Жизнь Вечную, но Садок сделал из этого призыва учителя свой собственный вывод – никакого вознаграждения (посмертного) нет вообще! По ту сторону жизни нет абсолютно ничего, а это значит, что нам нужно сосредоточиться исключительно на «жизни перед смертью», что с успехом и делали его духовные ученики – саддукеи.
Возникает, однако, вопрос: нужен ли в таком вероучении Бог? О да! Бог выступает исключительно как гарант Закона данного Моисею, а прежде всего – закона о жертвоприношениях, за счет которого саддукеи, составлявшие касту священства, жили и процветали. Главным их «пастбищем» был Иерусалимский Храм, бывший, как известно, самым большим мясокомбинатом в мире. Впрочем, образ священнослужителя превращающего веру в звонкую монету близок наверно всем религиям…
После падения Храма секта саддукеев, как уверяют историки, исчезает – предоставив монополию на формирование «новозаветного» иудаизма своим противникам - фарисеям. В действительности, они перестали существовать только как религиозная секта, став сектой исключительно атеистической – полностью отказавшись от уже не нужной им «идеи бога». Главный постулат их учения - довольствоваться исключительно этим миром и не обманывать себя призрачными надеждами на существование мира потустороннего вдохновлял многих идеологов атеизма, включая например Людвига Фейербаха.
Однако учение саддукеев опирается не только на умозаключения их гениального основателя – имеет оно солидный фундамент в самой Библии, а прежде всего – в Законе Моисея – в единственных книгах Ветхого Завета, которые признавали саддукеи. И действительно, нет в Пятикнижии ни слова о вечной жизни – только о долгой и счастливой жизни земной, нет в нем и намека на Царство Небесное – есть только земля обетованная. Но зачем быть верным заповедям этого Закона, если за их соблюдение Бог обещает только временное благоденствие? Если праведник в конечном итоге умирает такой же самой смертью, как и грешник?
Конечно, мы – христиане верим своему Основателю, Который сказал о саддукеях – «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф 22:29). Но как при всем этом мы должны принимать Писание в целости? Почему этот «Моисей» (имеется в виду целая традиция сформировавшая Пятикнижие) открыто не сказал ничего о Жизни Вечной, заключив эту тайну только в имени Бога, назвав Его «Богом Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» - «Богом» - по словам Иисуса - «не мертвых, но живых» (Мф 22:32)? Почему небытию было позволено определять сознание так многих поколений? Как Провидение допустило, что одним из главных источников атеистического мировоззрения стала Библия?
Комментариев нет:
Отправить комментарий