Пробуждение

Автор Послания к Эфесянам (современные исследователи уверяют, что это уже не Павел, но, по крайней мере, кто-то из его учеников) приводит в своем произведении одну примечательную цитату: «Посему сказано: „встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос"» (Эф 5:14). Возникает вопрос: где именно это было «сказано»? Нигде в Святом Писании мы не найдем ничего подобного, зато всякого рода призывы к пробуждению в широком ассортименте находим в гностической литературе (Hans Jonas, Gnostic Religion).

Конечно, не будем спешить причислять это Послание к гностической литературе (влияние гностицизма можем найти и в других новозаветных книгах), тем более что призыв к пробуждению не может быть чуждым и ортодоксальному христианству, как впрочем, и многим другим религиям. Метафорически «пробуждение» – духовное отрезвление (справедливо отождествленная с воскресением из мертвых), обозначает некое экзистенциальное потрясение, заставляющее человека, живущего сугубо интересами мира сего, открыть для себя иную перспективу – духовный мир, который является ему настолько «реальным», что в сравнении с ним реалии мира сего кажутся сном.

Однако в христианстве эта метафора как-то не особенно прижилась. Для обозначения вышеописанной действительности, мы чаще используем другой термин – «обращение». Термин тоже в принципе неплохой – обратиться (развернуться), значит – радикально изменить направление своего жизненного пути. Метафора пробуждения, однако, раскрывает перед нами намного больший смысл духовной жизни, чем просто изменение направления следования. Наша жизнь в суете мира сего это не просто неправильное направление пути – это вообще ничто! Это сон – нечто нереальное, призрачное. Все наши цели стремления в этом мире – наваждения вызванные дрёмой нашего духа. Духовная же жизнь – настоящая и единственная реальность, в которой мы должны полагаться на мышление здравого и трезвого разума, а не на грёзы, порожденные его отупением.

Вся проблема в том, что многие люди ищут в религии как раз противоположность всего этого – сладостного успокоения и бегства от проблем, с которыми не могут совладать в жизни. Религия все еще уподобляется «опиуму для народа», хотя должна быть отрезвлением от настоящего опиума – призрачных «реалий» мира сего.

6 комментариев:

  1. Если бы было возможно вот так запросто взять и отказаться от реальности ЭТОЙ жизни, то все бы были давно уже просвещёнными, а жизнь была бы сплошным раем.

    Но тогда это была бы уже другая жизнь...

    ОтветитьУдалить
  2. а еще хуже видеть сон во сне, как будто бы ты пробудился...

    ОтветитьУдалить
  3. В самом деле интересно почему так получилось: изначально христианство было совсем не религией, а скорее антигосударственной сектой где жизни в этом мире по законам кесаря противопоставлялась жизнь вечная по учению Христа. И мало кто из первых христиан не подвергался гонениям за свою веру. Достаточно посмотреть какой смертью умерли Апостолы и равноапостольные проповедники. И новообращённые в христианство в первых веках знали, что спокойной и устроенной жизни им не будет. Зато будет опасная жизнь в постоянной борьбе и вероятно мученическая смерть. И ведь обращались люди в христианство. Не боялись. Смелые были люди, самоотверженные. Если они ставили задачу бегства от мира, то видели её не как укрытие в тишине и покое за высокими стенами монастыря.
    Вот тут лучше подходит слово "пробуждение". Вдруг люди узнавали, что так как раньше жить они не могут, что открылась им некая истина, пробудившая их к новой жизни. И тут уже обратного пути нет.
    А вот термин "обращение" более подходит к позднему периоду. И это действие скорее подразумевает принятие некоторых ритуалов, соблюдая которые можно в общем-то жить как и раньше. Носили раньше жертвы на алтарь астартам, теперь десятину платят. А во что они там верят, так по сути в то же что и раньше.

    ОтветитьУдалить
  4. очень интересно, но христианство никогда не было "антигосударственной сектой" - достаточно почитать раннехристианских апологетов, того же Иустина Мученника, например...

    ОтветитьУдалить
  5. Достаточно посмотреть как закончили жизнь сам Иисус и первые его последователи - все они были казнены за антигосударственную деятельность

    ОтветитьУдалить
  6. если государственная религия, авторитет которой подрывали христиане можно отождествлять с государством, то возможно... но нигде, ни в Новом Завете, ни во всей раннехристианской литературе мы не найдем ни одного факта, который бы свидетельствовал в защиту Вашей теории. Ни Римская Империя, ни особа императора не воспринималась христианами в качестве врага. Чего не скажешь о евреях, которые всегда путали религию и национальные интересы. Во время восстания Бар Кохбы много иудео-хрисиан были им уничтожены, за то что отказались сражаться против "братьев-римлян", которым они хотели нести благую весть, а не убивать...

    ОтветитьУдалить