(секс и христианство 8)
Некий гностик в одном из рассказов Хорхе Луиса Борхеса изрекает фразу, ставшую крылатой: «Зеркала и совокупления отвратительны, ибо умножают количество людей». Честно говоря, не знаю, говорил ли Маркион что-либо о зеркалах, но совокупления он считал отвратительными именно благодаря деторождению. В то время когда многие «правоверные» христиане считали что секс является отвратительным сам по себе - чем-то «грязным» и «непристойным», и единственным, что хоть как-то оправдывало эту мерзость, является как раз возложенная на нас Творцом обязанность продолжения человеческого рода, Маркион возненавидел секс как раз за его способность «умножать количество людей», в чем проявилась его ненависть к самому Творцу и его творению.
Многие исследователи не причисляют Маркиона к гностикам (в их числе был также Адольф фон Гарнак – признанный лучшим специалистом в этой области). И действительно, на первый взгляд в учениях Маркиона и ересиархов гностицизма (как например Валентина) нет ничего общего. Но именно его отрицательное отношение к сексу выдает в нем гностика, ибо нет другой причины ненавидеть размножение, если не считать людские души утраченными частичками божества, которые должны быть вновь собраны воедино, в то время как репродукция продолжает заключение божества в неволе человеческих тел и способствует еще большему его рассеянию (подобную мысль находим также у «пророка» Мани – основателя манихеизма, который утверждал, что секс – изобретение Архонтов, служащее бесконечному продолжению пребывания душ в мире).
Маркион был одним из тех ересиархов, который искренне ненавидел Ветхий Завет и его «еврейского» Бога. Дуализм, который он проповедовал, заключался в антагонизме не между Богом и дьяволом, а между «милосердным» Богом Нового Завета – таинственным «Отцом» которого открыл нам Христос, а о котором и понятия не имели ни Моисей, ни пророки, и Богом «справедливым» - диктовавшим свои законы патриархам Ветхого Завета.
Возненавидев Творца, Маркион возненавидел и его творение – это узилище космического масштаба, в котором этот злой Творец и Законодатель удерживал человечество, заставляя подчиняться своим заповедям и жестоко карая за их несоблюдение. Аскетизм, который проповедовал Маркион это своего рода «забастовка» - тихий бунт против Творца, заключающийся в отказе от использования всего сотворенного. Аскетизм этот, таким образом, имел совсем не морально-этические, а метафизические корни.
Запрет сексуального сожительства и заключения браков особенным способом должен был служить торможению процесса творения. Клемент Александрийский свидетельствует следующее: «Не желая принимать участие в наполнении мира созданного Творцом, маркиониты призывают воздерживаться от заключения браков, сопротивляясь своему творцу и направляясь к Доброму Существу, которое их призвало и которое, по их мнению, является Богом в другом смысле: поэтому также они, не желая оставлять ничего, что тут внизу принадлежит им, ведут воздержанный образ жизни, который проистекает не из моральных принципов, но из враждебности по отношению к своему творцу и нежелания использовать того, что он сотворил».
Повлияла ли мысль Маркиона на последующую христианскую духовность? Думаю, что нет – уж очень она в своей сущности антихристианская. Но отголоски его идей можно частенько услышать в наше время среди людей «неверующих», которые не хотят заводить детей из жалости к ним – не хотят, чтоб они жили и страдали в этом злом и жестоком мире.
Источник: Hans Jonas, Gnostic Religion
Продолжение: «Сыновья змея»
Мммм... Ну что ж, в этом несомненно есть смысл и милосердие. Осталось только добавить идею как бы ещё и самим сюда не возвращаться. Тогда будет полный комплект.
ОтветитьУдалитьЧестно говоря, если смотреть на Ветхий Завет исключительно глазами саддукеев, то Маркион был прав: Бог Ветхого Завета совсем не открыл людям "горний мир" - Царство Небесное, а удерживает их исключительно в плену мира сего, требуя от него размножения, чтоб это рабство никогда не прикратилось...
ОтветитьУдалитьДа вообще если бы не было людей, то какая что было бы в мире, и есть ли бог и если есть, то какой
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИнтересно, а ЛГБТ-христиане не Маркиона последователи?
ОтветитьУдалитьРаспространяя гомосексуализм, тоже можно препятствовать Творцу в творении.
Недавно узнала о хорошем знакомом, что геи его похоже все-таки завербовали(хотя говорят, что сам он геем не стал. Скорблю о нем немного.http://www.anti-raskol.ru/pages/1752
Может это работа в Печерской Лавре так на людей действует. Злобные они там =( Эти воспитатели семинаристов и епископа. Довелось с ними пообщаться летом и увидеть тот православный мир изнутри чуть-чуть.
ну... я к ЛГБТ-христианам не отношусь, так что воздержусь от комментариев...
ОтветитьУдалить