Ранее, демифологизируя образ сатаны, мы уже вкратце затрагивали известную библейскую легенду о падших ангелах. Легенду, нужно признать – занимательную для многих поколений исследователей Библии, как древних, так и современных. Книга Бытия излагает эту историю довольно сдержанно, предваряя ею историю о Всемирном Потопе, мало того, последствия этого «падения ангелов» - появление исполинов является одной из причин Потопа:
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6:1-6).
Нужно признать, однако, что повествование это далеко не складно… За браки «сынов Божьих» с «дочерьми человеческими» Бог почему-то наказывает людей (а не ангелов) тем, что резко сокращает продолжительность их жизни. Потом повествование переходит к исполинам, появление которых связано с ангельскими браками как бы косвенно. Эти исполины – личности вообще загадочные. По идее, Всемирный Потоп должен был стереть их с лица земли, но они (их потомки) неоднократно появляются в библейской истории и после Потопа. Соглядатаи Земли Обетованной докладывают Моисею: «там видели мы и исполинов (нефилим), сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис.13:33).
Одной из древнейших попыток интерпретации этой легенды следует признать книгу Еноха. Автор, следуя библейскому тексту, дополняет историю весьма интересными подробностями. На одну из них обратим особенное внимание: ангелы (здесь они названы «сынами неба») не только совокупляются с дочерьми человеческими, но и обучают своих потомков всяческим ремеслам: производству оружия, украшений и т.п., а также искусствам волхвования – бесспорно, все это «от лукавого».
Автора книги не смущает тот факт, что ангелы, будучи созданиями духовными, могут совокупляться с «материальными» людьми. Наверно потому, что и ангелов ранее считали не совсем «духовными» существами. Например, в Псалме 78 (24-25) читаем такие слова: «и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек». Среди раннехристианских представлений об ангелах также бытовало мнение, что они не совсем уж бесплотные, если питались манной.
Позднее, однако, когда христианская мысль признает ангельскую природу исключительно духовной, появляется проблема с интерпретацией истории о падших «сынах Божьих». Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и другие Отцы склоняются к мысли, что речь здесь идет о людях – потомков праведного Сифа, а дочери человеческие – это девы из поколения проклятого Каина. Такое объяснение этой истории принимается и современными христианскими интерпретаторами. Конечно, с точки зрения критики текста, такое объяснение не выдерживает никакой критики. Если бы автор текста (кем бы он ни был) имел в виду потомков Сифа, что мешало ему назвать их «сынами Сифа»? Нет, говоря о «сынах Божьих» он имел в виду именно ангелов!
Можно конечно истолковать легенду более духовно: падшие «сыны Божии» - это действительно ангелы, но вот их «совокупления» - символичны. «Брак с падшим ангелом» - это отступничество от Бога – «супружеская измена», о которой сожалеет, например пророк Осия. Здесь есть также хорошее объяснение «плохих» вещей, которым эти ангелы научили людей согласно Еноху, особенно ворожбы и астрологии….
Современная фантазия открывает нам еще более широкие возможности для интерпретации легенды. Нельзя же сбрасывать со счетов «марсианскую теорию» - ведь «сынами Божьими» вполне могли быть пришельцы из космоса! Это бы все объясняло.
В действительности объяснение этой легенды намного проще и прозаичней. Для этого нужно обратиться к дословному смыслу Библии – взять за основу мысли человеческого Её автора, или редактора, захотевшего вписать эту легенду (более древнюю – «предбиблейскую») в текст Священного Писания. Нужно же было как-то ответить на вопрос, почему современные люди живут так коротко, а не столетиями, как первые потомки Адама, а заодно найти вескую причину для Всемирного Потопа. Как же появилась сама легенда, взятая отдельно от Библии?
Представим себе племя пастухов-номадов, кочующих по бескрайним просторам Ближнего Востока – древних евреев, или другой народ, от которого евреи могли услышать эту легенду. До сих пор они встречали на своем пути исключительно людей им подобных, но вот они натыкаются на совершенно другое племя – представителей другой расы – людей высокорослых, да еще стоящих на более высоком уровне развития (обладающих знаниями, о которых идет речь в книге Еноха). Как объяснить их появление? Да нет ничего проще, чем придумать историю о падших ангелах!
Насколько я помню -и ты сам же писал здесь об этом- ангелы -это не то же самое, что "сыны божии". Под рукой нет. сходу не вспомню, где написано, но это факт.
ОтветитьУдалитьА про "исполинов", людей, обладающих Знанием (например, то ли железо, то ли бронза появляется "вдруг" -не было, не было, потом БАЦ! железный век начинается) рассказывают многие, если не все народы земли. Кстати, когда читаешь Ветхий Завет, создаётся впечатление, что сам же Бог является ни кем другим, как одним из них.
На самом деле с этими «сынами Божьими» не все так просто. Например, Книга Иова однозначно именует так ангелов: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (1:6, 2:1), или также в другом месте: «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (38:7) - речь идет об ангелах, присутствующих при творении. Давид в 29 Псалме может иметь в виду, как людей, так и ангелов, призывая: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь». В Новом Завете Павел именует «сынами Божьими» христиан, но они становятся таковыми через причастие Христу – Единородному Сыну Божьему: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14), или «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:26-27). Сам Иисус называет так людей после воскресения: «а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20:38).
ОтветитьУдалить«Сыном» может именоваться также Израиль как целый народ: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль - сын Мой, первенец Мой» (Исх 4:22), но что-то не припомню, чтоб израильтяне во множественном числе именовались «сынами Божьими».
Собственно не виду проблемы в том, что ангелы были каким-то "духовными", астральными сущностями и потому не могли иметь детей от человеческих женщин. В то же время Мария, дена Иосифа, очень даже легко родила без какого-либо физиологического взаимодействия. Почему такое не могло быть и с ангелами?
ОтветитьУдалитьНо не это главное. Нигде, ни в Библии, ни в апокрифах, не говорится что ангелы были сугубо бестелесными созданиями. Это придумали богословы в средние века.
Да. А вот марсианская версия выглядит самой убедительной.
А Свидетели Иеговы учат, что ангелы могут материализоваться. И приводят этот фрагмент с ангелами и женами, как доказательство того, что и Христос - ангел, и тело его не воскресло, но он после воскресения материализовался перед апостолами, как обычно и делали ангелы. Вспомните еще трех мужей пришедших с Аврааму и Сааре, они ведь ели и пили, а библеисты в них усматривают Бога(Троицу). А еще помните про руку материализовавшуюся из воздуха и писавшую огненным письмом во дворце Вавилонского царя: "Ты был взвешен и оказался легким".
ОтветитьУдалить