Возвращаясь к теме падших ангелов, не хочется опять обойти стороной один единственный фрагмент Евангелия, в котором образ этого самого «падшего ангела» может быть применим к сатане, а именно слова Иисуса: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Как и ранее я склоняюсь к мысли, что эти слова трудно квалифицировать как «истинные слова Христа», главным образом потому, что в других Евангелиях нет им параллелей.
Иллюстрации Гюстава Доре к поэме Джона Милтона «Потерянный Рай»
Достаточно сравнить два фрагмента: Мф 11:20-27 и Лк 10:12-22. Они практически идентичны (оба Евангелиста следуют источнику «Q»), за исключением небольшой вставки (Лк 10:17-20) в которой мы и находим интересующую нас цитату. Впрочем, у Луки Иисус обращает эти слова к «семидесяти» ученикам – о них вообще речь идет только в этом Евангелии. Что если сам Евангелист был в то время в числе этих учеников? Конечно это очень смелое предположение. Пока мы вынуждены согласиться с мыслью, что Лука на свой страх и риск «вложил эти слова в уста Иисуса» … Да простит меня Господь, что я на свой страх и риск делаю такое предположение.
Но, оставим расследование того каким образом эти слова попали в Евангелие и постараемся понять их значение. Что собственно Иисус хотел этим сказать?
Вот интересующий нас текст:
«Семьдесят возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10:17-20).
Представим себе эту картину. Ученики возвращаются с «задания», переполненные искренней радостью, что смогли с честью выполнить его. Наверняка они исцеляли больных, очищали прокаженных – все как и обещал им Иисус, наделяя из Своею силою. Да, они ощутили действенность этой силы и ее истинное могущество! Даже бесы им повиновались! Наверняка они не воскрешали мертвых и не утихомиривали бури, но были уверены, что и это смогут – если потребуется. Но вместо того, чтоб порадоваться за них, похвалить их за проделанную работу, Иисус изрекает известные слова о сатане. Эти Его слова звучат как предупреждение об опасности. Бесы, говорите, вам повинуются! Это только пешки в этой страшной игре, шахматной доской которой является этот мир. Вы еще не встретились с истинным противником – князем, господствующим в воздухе! Я видел его пришествие в мир – он уже среди нас. Так что рано вам радоваться ребята – главная битва еще впереди. Теперь на вас – моих учеников возложена миссия продолжать мистическую битву ангелов, о которой речь в книге Апокалипсиса: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (…) Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр 12: 9,12). Такая интерпретация этого текста созвучна также словам из Первого послания Петра: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). Такое предупреждение должно вызывать у нас страх перед опасностью и готовность быть всегда начеку – ведь сатана вездесущ, расставляет свои ловушки повсюду и поэтому абсолютно все, что может нас встретить на пути – может быть, или даже наверняка является – его уловками.
Однако, вполне возможно, что речь здесь идет совсем не об этом. Да, слова Христа – это предупреждение, но совсем не о предстоящей эпической битве с сатаной.
Автор слов (Лука), зная легенду о сатане – падшем ангеле приводит ее в назидание для слушателей – адресатов Евангелия, которые также должны были быть с нею знакомы. Источником этой легенды, кроме книги Еноха следует признать известные слова из книги пророка Исаи: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис 14:11-13). Хотя, слова эти, как уже ранее говорилось, были сказаны о царе Вавилонском, христианская традиция относила их к сатане. Как бы там ни было, пример сатаны – ангела, который из-за своей гордыни лишился своего ангельского достоинства и небесной славы, должен стать предостережением также для учеников. Об этом говорит и Павел, предупреждая, что епископ не должен быть «из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим 3:6). Так что совсем не козни лукавого, а сама божественная сила, которой обладают ученики Христа, может стать для них искушением. Ведь так легко впасть в гордыню, творя такие великие знамения, какие творили они. Поэтому не сила и не чудотворные способности учеников должны быть причиной их радости, а то, что «имена их написаны на небесах» в отличие от сатаны.
То есть если бы даже Сатаны и не было, его надо было придумать. Что и делает Лука, вкладывая эти слова в уста Иисуса.
ОтветитьУдалитьКазалось бы своим воскресением Иисус победил смерть и "вселенское зло", и открыл дорогу людям в Царство Небесное. Но оказывается борьба только начинается!