Есть в Евангелии от Марка еще один фрагмент (кроме притчи о посеве и всходах), проигнорированный Матфеем и Лукою – это история исцеления слепого (8:22-26):
«Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении».
Можем догадаться почему другим Евангелистам эта история не понравилась - наверное, они посчитали её в определенном смысле неудачей Христа – исцеление в два этапа как-то не вяжется с Его всемогуществом. Впрочем, параллельную историю находим в Евангелии от Иоанна – это история с исцелением слепорожденного: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (9:6-7). Правда, действие происходит не в Вифсаиде, а в Иерусалиме, где находится купальня Силоам, но два сходства в этих историях находим – это слюна, используемая для исцеления, и то, что это исцеление происходит не сразу. Нет также никаких намеков на то, что слепой у Марка был слепорожденным – скорее наоборот. Если он говорит, что «видит людей как деревья» - должен был иметь представление о том, как выглядят и те и другие, а не знать об их существовании исключительно на ощупь. Впрочем, все это не важно, поскольку история эта имеет, прежде всего, аллегорическое значение, как впрочем, и каждое чудо совершенное Иисусом. Конечно, для Иисуса не составляло никакой проблемы исцелить этого человека за один прием (и без использования слюны), но если Он делает это в два приема – значит, в этом есть какой-то смысл.
Размышляя над этим фрагментом, я почему-то вспомнил платоновский «Миф о Пещере» (Государство, VI). Для тех, кто давно не уже не читал этот диалог и подзабыл о чем идет речь, напомню:
«Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная – глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
– Это я себе представляю.
– Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
– Странный ты рисуешь образ и странных узников!
– Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
– Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
– А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
– То есть?
– Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
– Непременно так».
Аллегория пещеры изображает наш мир в довольно мрачных тонах. Да ведь так оно и должно быть – ведь этот мир нереален, он – только тень истинного мира – мира вечных идей. История с исцелением слепого открывает нам практически туже истину, только наоборот: наш мир реален, только мы слепы, чтобы видеть всю его красоту.
Человек неверующий полностью слеп – слепорожден, и, живя в своем маленьком мирке, границы которого определяет длина его рук, он не жаждет прозрения, поскольку даже не осознает свою слепоту. Нужна вера, чтобы хоть слегка приоткрыть наши глаза, чтобы видеть «людей как деревья»… Апостол выражает эту истину такими словами: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…» (1Кор 13:12). Полное прозрение ждет нас только в пакибытии, но чтобы достичь его, нужно прозреть хотя бы на половину в нашем мире.
Вы никогда не пробовали объяснить слепорожденному как прекрасен на самом деле мир, который его окружает? Как сверкают бриллиантовые россыпи звездного неба? Как прекрасны пики гор в лучах заходящего солнца? Каким прекрасным может быть море в бурную погоду? Может ли он по настоящему восхититься его красотою, слыша лишь шум его волн и чувствуя на коже его брызги? Какими словами можно описать красоту голубого летнего неба или зеленеющего луга залитого солнечным светом? С чем, понятным его ощущениям мы сравним, например голубой цвет? С прохладным? С мягким?
Поэтому непонятными для нас являются писания пророков – зрячих Господа, которые понятными для нас, слепорожденных сравнениями, пытаются описать духовную действительность.
Возможно иногда исцеление идёт как процесс и занимает какое-то время
ОтветитьУдалитьк примеру прокажённые очистились от проказы пока шли к священнику.
сама вера это тоже процесс - неустанный процесс поиска и прозрения
ОтветитьУдалить