Пророк, или скорее прорицатель Валаам, безусловно, является одним из самых загадочных персонажей Библии, ну может быть только после таинственного Мелхиседека. Имя Валаама стало практически нарицательным и многие авторы библейских книг, как Ветхого, так и Нового Заветов, охотно ставили его в пример – и пример, прямо скажем – отрицательный.
Испуганный угрозой вторжения исшедших из Египта израильтян, моавитский царь Валак направляет к нему послов с просьбой проклясть своих врагов. Ничего удивительного нет и в том, что послы приносят Валааму богатые дары. Авторы Второго Послания Петра и Послания Иуды (послания «близнецы») обвиняют Валаама в сребролюбии: «Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2Петр 2:15-16), и «Горе им, потому что (…) предаются обольщению мзды, как Валаам» (Иуд 1:11). Замечание на счет «мзды неправедной» следует, однако считать преувеличением, поскольку в любой религии услуги прорицателей щедро вознаграждались, и в этом не было ничего предосудительного. Исключением не была и религия Ветхого Завета - прекрасно помним заповедь Божию: «пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исх 23:15). Тем более что сам Валаам прекрасно дал понять послам, что, сколько бы они не подносили ему даров – он все равно будет говорить только то, что скажет ему Господь – это и было условие Бога, при котором Он отпустил его к Валаку. Эпизод с заговорившей ослицей кажется совсем не логичным: сначала Бог говорит Валааму «встань, пойди с ними» (Числ 22:20), а когда он отправляется в путь, настроение Всевышнего резко меняется, и как свидетельствует Писание: «воспылал гнев Божий за то, что он пошел» (22:22). Вполне возможно, что неясность эта вкралась в текст по вине какого-нибудь древнего переписчика или редактора. Логичней предположить, что Валаам отправился в путь самовольно, прельстившись богатыми дарами, в чем собственно и обвиняют его новозаветные авторы.
Рембрандт «Ослица Валаама»
Далее следует повествование о четырех попытках проклятия, которые превращаются в благословения. Очередные просьбы Валака о проклятие сопровождаемые лишь сменой места расположения проклинающего могут нам показаться лишенными всякого смысла. Но это далеко не так. Валак мыслит магически, и холмы, на которые он возводит Валаама, это не просто возвышенности, с которых лучше был виден стан израильтян. Это – «Высоты Вааловы» (Числ 22:41) – т.е. священные высоты – то, что римляне называли словом templum. Кстати, одна из гор – Фасги, чуть позже на ней умрет Моисей, издали насладившись видом Обетованной Земли…
Этими благословениями история о Валааме якобы закачивается. Далее (Числ 25) следует повествование об отступлении израильтян от Бога в пользу Ваал-Фегора – моавитского божества, почитаемого на этих землях. Искусили израильтян дочери моавитские, но секс с ними не был простым блудодеянием – это был религиозный акт – такой формы поклонения требовал этот Ваал. Св. Иероним говорит о нем так: «Ваал-Фегор, которого можем назвать Приапом, в высшей степени почитается женщинами по причине большой величины его полового члена».
Имел ли к этому, какое либо отношение Валаам?
Оказывается что имел.
Пишет об этом Иоанн в своем Откровении: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр 2:14). Но не Иоанн является автором этой теории. О том, что именно Валаам был инициатором этого соблазна свидетельствует также книга Чисел: «и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем» (Числ 31:15-16).
С большим правдоподобием можем предположить, что после неудачного проклятия Валаам дал Валаку следующий совет: «О, великий царь, мое волхвование не поможет тебе расправиться с твоими врагами, ибо их хранит Господь. Но сделай так, чтоб они отступили от Него! Чтобы они согрешили против Него! И тогда тебе даже не придется с ними воевать – во гневе своем Бог сам уничтожит свой народ».
Этот совет должен заинтересовать исследователей-религиоведов, сторонников эволюционной теории развития религии, ибо здесь мы видим, как магическое мышление уступает место мышлению религиозному! Божество перестает быть безликой силой, которую можно склонить на свою сторону магическими заклинаниями, равно как и жертвоприношениями, которые первоначально также могли быть частью магического ритуала. Бог становится Личностью, которую можно оскорбить отступничеством.
Валаам поступает хитро и подло, как змей в Эдемском саду, вводя во грех других, сам же оставаясь как бы ни при чем.
Неизвестно, почему Валаам так и не возвратился в свою землю. Может быть, среди даров, которые пожаловал ему Валак, была также некая недвижимость? Хотя, будучи прорицателем, он должен был предвидеть свой неминуемый конец. Он был убит при захвате Земли Обетованной, о чем упоминает книга Иисуса Навина: «также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими» (13:22).
спасибо-просветили.я знала, что Валаам-это плохо!
ОтветитьУдалитьсиддха тали = да но сколько же этот лукман прожил
ОтветитьУдалитьВообще если вы не знаете к кому обратиться за помощью, то могу посоветовать такой сайт http://magistika.com/ Тут реальные экстрасенсы могут вам помочь
ОтветитьУдалить