Как будет выглядеть конец света и Второе Пришествие Иисуса Христа? Сам Иисус довольно подробно говорит об этом в пророческой беседе на Элеонской Горе.
Проблема в том, что каждый из Евангелистов передает эту беседу на свой лад. В принципе, согласно синоптической теории, Матфей (24:1–44) и Лука (17:23-37, 21:20-24) более-менее верно следуют тексту Марка (13:1-37), не считая некоторых вставок: собственных, или воспринятых из другого источника (источника «Q»). Одна из таких вставок весьма занимательна, поэтому присмотримся к ней внимательней.
Вообще полный текст этой пророческой беседы не понятен. О чем собственно говорит Иисус? О разрушении Иерусалима, которое наступит в прямом смысле пока «не прейдет род сей» (Мк 13:30), или же о глобальном конце света, которого ожидаем, может быть в недалеком, но все-таки – в будущем? Как бы там ни было, у слушающих слово сие должен был родиться справедливый и логически обоснованный вопрос: «когда?». Вместо этого, некто задает Иисусу совсем другой вопрос: «где?» (Лк 17:37), на что получает таинственный, полный мистики ответ: «где труп, там соберутся и орлы».
Вопрос «где?», относящийся не ко времени, а к месту, логически не связан с пророчеством о конце света, поэтому можно предположить, что Матфей и Лука вставили его в повествование, списанное у Марка, вырвав из другого рассказа, находящегося в источнике «Q». Однако, и это видно из ближайшего контекста, связан он со вторым пришествием Христа, с т.н. «днем Сына Человеческого»: «и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк 17:23-24, ср. Мф 24:26-27). Итак, «день Сына Человеческого» также наступит в будущем, но появится проблема с его распознанием – люди будут ошибаться, пытаясь найти истинного Христа. Немного прояснить ситуацию могут другие практически подобные слова Христа, находящиеся у Луки (17:20-21): «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим: на вопрос «когда?» Иисус отвечает «где», давая понять, что действительно является главным. Может быть «день Сына Человеческого» уже пришел? Ведь Он существует вне времени (тему относительности времени мы уже затрагивали в таких статьях как: (покровитель хакеров, шеол... и апории времени 2), поэтому вопрос «когда?» не столь важен, как впрочем, и вопрос «где?», если он касается какого-либо измерения известного нам географического пространства. Но если этим «местом» является наша душа – вопрос о пространстве становится важным и набирает совсем другое значение.
К сожалению, нужно признать, что исследователи Писания разных времен, размышляя над этой притчей, практически не проявляли интерес к вопросам «где?» и «когда?», уделяя внимание исключительно самому сравнению духовной действительности с трупом и орлами. Интерес этот вполне обоснован - такое сравнение кажется нам, по меньшей мере, странным, если не сказать кощунственным, ведь сам Христос сравнивает Себя с «трупом»! Как прикажите понимать такое сравнение?
Продолжение следует
Всё же День Сына Человеческого ещё не пришёл. По крайней мере не в этой реальности.
ОтветитьУдалитьСогласно намёкам того же Писания можно составить определённое представление об этом Дне. А именно, что его нельзя не заметить!
Другое дело, что возможно что этот день никогда и не уходил. День этот был и есть всегда, но те кто его замечают, переходят в другую реальность.
Вот и ответ сразу на два вопроса: "когда?" и "где?"