Есть в Евангелии от Марка (4:26-29) одна интересная притча:
«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва».
Интересна она, прежде всего тем, что не имеет никаких параллелей в других синоптических Евангелиях. У Матфея есть притча «о пшенице и плевелах», но ее можно признать параллельной с большой натяжкой – смысл ее совсем в другом.
По идее, если следовать синоптической теории – Матфей и Лука, взявшие Марка за основу, должны были знать эту притчу, и если они ее проигнорировали – на то была причина. Конечно, может быть в первоначальной версии Марка (известного Матфею и Луке) этого фрагмента не было, как например окончания Евангелия – приписанного позднее, но это менее правдоподобно. Скорее оба синоптика решили отказаться от этой притчи, посчитав ее мало каноничной. Почему? Согласно этой притче Царство Божие развивается в нас абсолютно без какого-либо нашего участия. Возможно ли это? Нам легче принять истину, что для получения этого самого Божьего Царства нужно изрядно потрудиться, чем-то пожертвовать, а не просто ждать, пока колос не созреет, занимаясь при этом своими банальными повседневными делами.
Что бы постараться понять смысл этой притчи, обратимся к аналогии любви, которая, как мы уже замечали, во многом схожа с верой.
Любовь может быть дикой необузданной страстью, разрушающей жизнь самого влюбленного и превращающей в ад жизнь его возлюбленного, но может быть и силой созидающей, дарующей влюбленным не только наслаждение друг другом (на всех уровнях: от плотского до духовного), но и реально преображающей их жизнь, преображающих саму их натуру – делающую их лучше. Но каким образом происходит процесс этого преображения? Чаще всего мы сами желаем измениться – стать лучше, чтобы понравиться своему возлюбленному, быть достойным его (ее) любви. Благородное решение – достойное восхищения (ведь в большинстве случаев мы просто стараемся играть роль – только казаться лучше). И если наши чувства действительно сильны – нам это может удаваться, какое-то время. Ведь все что мы делаем с собою – не натурально, это насилие над нашей природой. А природа, как известно не любит насилия и рано или поздно взбунтуется. Правильные чувства преображают нас без всякого насилия – натурально. Само только пребывание рядом с возлюбленным делает нас лучше, и это становиться заметно. Хотя намного чаще можно наблюдать негативный процесс того же действия – когда мы встречаемся с «неправильным» человеком, отношения с которым изматывают нас, являются источником постоянных депрессий. Казалось бы, если отношения приносят нам только страдания, не лучше ли их оборвать? Только почему-то мы этого не делаем. Про такие чувства и говорят в народе – «любовь зла».
Подобные процессы происходят и с нашей верой. Желая стать образцовым христианином, мы начинам тяжелую борьбу за самосовершенствование – хотим стать лучше: исполнять все заповеди, бороться с греховными склонностями, стараться совершать добрые поступки. Все это конечно неплохо, но это опять-таки – насилие над своей природой, которое, в конце концов, приводит к кризису веры и разочарованию. Правильная вера не нуждается в насилии – она преображает нас сама, без нашего участия. Царство Божие развивается и преображает нас незаметно и без нашего активного вмешательства, как прорастающий колос из притчи.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьБог растит зерно, но человек должен ухаживать за почвой и создавать благоприятные условия для прорастания зерна. Если человек не будет полоть баобабы, рыхлить землю, поливать - вырастет ли тогда зерно? Царство Небесное силой берется. А если не бодрствовать и лентяйничать, то будет то, что описано в притче про сеятеля. На каменистой, в терновнике, у дороги...даст ли плоды вера?
ОтветитьУдалитьодно не исключает и не противоречит другому. две притчи Христа говорят о немного разных аспектах Царства Небесного. Да, мы должны ухаживать за "почвой" - т.е. нашей душой, но взращивать в ней Царство Небесное - это уже не в наших силах и не в нашей компетенции.
ОтветитьУдалитьСпасительную Божью благодать мы принимаем верою
ОтветитьУдалитьи Он начатое в нас доводит до конца
и спасение души достигается верою в даруемую спасительную благодать.
Хотя у человека остаётся свободная воля и он может выбирать.