«Государство» и религия

(Разрушитель религий 2)

Обратимся к диалогу Платона «Государство» - произведению многогранному и одному из наиважнейших в истории философии. Но интересовать нас будет не затронутая в нем тема справедливости или социальное устройство его образцового (прямо скажем – тоталитарного) государства, а некоторые фрагменты, касающиеся религии.

Нет, Платон ни в коей мере не выступает против религиозного культа, о культе вообще речь не идет, его заботит проблема воспитания молодого поколения касты воинов-стражей в его государстве, и вовсе не религия как таковая становится предметом его критики, а мифология и поэзия, которая должна способствовать этому воспитанию. То, какими изображают богов создатели мифов, не способствует таковому воспитанию. Его критика затрагивает Гесиода, авторов трагедий, но главным объектом его критики становится Гомер. Тот самый Гомер, которого сам Платон назвал «первым наставником и вождем всех великолепных трагедийных поэтов».

Да, Платон называл Гомера «воспитателем Греции», но это – констатация факта, а вовсе не комплемент. Гомер воспитал Грецию, но был плохим воспитателем, и поэтому в качестве воспитателя своего идеального общества он не хочет его видеть:

«- Так вот, Главкон, когда ты встретишь людей, прославляющих Гомера и утверждающих, что поэт этот воспитал Элладу и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы, согласно ему, построить всю свою жизнь, тебе надо отнестись к ним дружелюбно и приветливо, потому что, насколько возможно, это превосходные люди. Ты уступи им, что Гомер самый творческий и первый из творцов трагедий, но не забывай, что в наше государство поэзия принимается лишь постольку, поскольку это гимны богам и хвала добродетельным людям. Если же ты допустишь подслащенную Музу, будь то мелическую или эпическую, тогда в этом государстве воцарятся у тебя удовольствие и страдание вместо обычая и разумения, которое, по общему мнению, всегда признавалось наилучшим».  read

Комментариев нет:

Отправить комментарий