Вальпургиева ночь
«Охота на ведьм» - миф или реальность?
Каждый нормальный среднестатистический обыватель прекрасно знает, что средние века – это эпоха суеверного мракобесия и тупого религиозного фанатизма – время, в которое господствующая религия жестоко подавляла всякое инакомыслие, а чтобы такое инакомыслие вообще не появлялось – запрещала людям думать вообще. За примерами далеко ходить не надо: вот вам Галилей, вот вам Джордано Бруно (интересно только в каких университетах учились эти Бруны и Галилеи?). Для осуществления этой грандиозной программы подавления инакомыслия существовал определенный карательный орган, прославившийся в веках своим неистовым фанатизмом и небывалой жестокостью – святая инквизиция.
Этот миф о средневековье – чистейшей воды мистификация, разработанная идеологами эпохи «просвещения» – своего рода искусно составленный образ врага, направленный на дискредитацию религиозного мышления вообще и Церкви как институции в частности. А, кроме того – неплохой способ поднять собственный рейтинг – если хочешь подчеркнуть собственную «просвещенность» - обвини оппонента в суеверном мракобесии. Такая оценка средневековья просуществовала довольно долго (многие были заинтересованы в ее сохранении), и только сейчас человечество начинает понемногу открывать подлинную историю этого периода, к своему стыду признавая ошибочность утвердившихся стереотипов.
Остается, однако, один исторический факт, который как кажется, безапелляционно клеймит эту эпоху, как эру религиозного фанатизма. Этот факт – знаменитая «охота на ведьм» - фантастическая по своим масштабам акция: продолжавшаяся нескольких веков (что правда, речь идет уже о позднем средневековье и начале новой истории) и охватившая целый ряд государств (причем, как католических, так и протестантских). В течение этого периода «тупые фанатики» истребили сотни тысяч, или даже миллионы ни в чем не повинных женщин, которых арестовывали по малейшему подозрению, и после жесточайших пыток, приговаривали к смерти, не дав ни малейшей возможности довести свою невиновность.
Что ж, возможно все было именно так…. Возникает только вопрос: если к этим жертвам мракобесия прибавить еще многочисленные жертвы религиозных (и не только) войн и опустошительных эпидемий, то каким же это чудом население Европы полностью не вымерло? Существуют, конечно, реальные документы той эпохи, подтверждающие те или иные факты процессов против ведьм, но факты эти – как правило, единичные, не подтверждающие столь массовый характер этого явления. Была ли «охота на ведьм» реальностью, или же историческим недоразумением? Предлагаю одну из возможных версий раскрытия этой тайны.
У многих народов, находящихся на ранней стадии развития цивилизации и религиозного мышления, существовал некий обряд «изгнания злых духов» (пишет об этом Фрэзер в «Золотой ветви»). Обряд этот совершался либо эпизодически, либо периодически – раз в год в определенное время, и носил характер деревенского праздника – тот весенний день (или несколько дней), когда люди жаждут распрощаться с тягостями зимнего периода и с оптимизмом встретить приходящее лето. Это был день, в котором все население первобытной деревни объединялось для изгнания всякой нечисти из своей среды (речь идет о болезнях, неурожаях и прочих бедствиях которые приписывались влиянию злых духов). В это время народ, с криками и всяческим шумом, даже используя оружие, «изгонял» незримых врагов из своих деревень – в леса, в горы, реки или в селения своих недругов. Подобные пережитки языческой первобытности сохранились и у более цивилизованных народов – например в средневековой Европе. Тот же Фрэзер описывает такие обряды, существовавшие в ряде европейских стран, которые, хотя и приобрели христианский оттенок – в сущности своей остались теми же первобытными суевериями. Под колокольный звон, грохот кастрюль и прочей утвари, лай собак, при каждении определенных трав – изгоняющих нечистую силу, жители деревни с истошными воплями носились между домами, выкуривая нечисть из всех потаенных мест, где таковая может скрываться. Потом наверняка было пиво, танцы и вообще – народные гуляния. В Германии этот обряд проводился в знаменитую Вальпургиеву ночь – апогей разгула нечистой силы, и назывался ни много ни мало – «сожжение ведьм» (на многочисленных кострах в этот день сжигались чучела, которые именовались «ведьмами», либо животные в которых ведьмы любили перевоплощаться – коты, змеи и пр.).
«Ведьма» для средневекового германского крестьянина, это не соседская баба, которая на тебя косо посмотрела, а настоящее исчадье ада – существо не из мира живущих. Старуха с длинным кривым носом, в остроконечной шляпе, летающая на метле – этот образ создан не братьями Гримм, а многовековой фантазией простолюдинов. Это персонификация демонических сил вообще – образ адекватный злым духам, подлежащих изгнанию, в фольклоре других первобытных народов.
Видимо «просветители», не разобравшись в чем собственно дело, приняли деревенский праздник за жестокую реальность. Если в каждой германской деревушке ежегодно, на протяжении нескольких веков сжигали хотя бы одну ведьму – количество жертв действительно может исчисляться миллионами.
Интересная мысль. А как же документы о сжигании ведьм? Ведь это делали светские власти в соответствии с законами того времени. И если за небольшую кражу казнили детей, то почему не могли сжечь ведьму (если таковой её признала инквизиция)?
ОтветитьУдалитьЕсли судить о деяниях инквизиции по "Молоту ведьм",то обвинить кого-либо в ведьмовстве и доказать это - не было таким уж простым делом. И если инквизиторы действительно опирались на эту книгу - число жертв должно было быть минимальным. Многих, за неимением улик, отпускали (о чем тоже "Молот ведьм" свидетельствует) - но ведь "просветители" не любят об этом говорить, для них - каждый кто попал под подозрение - обязательно должен был сгореть.
ОтветитьУдалитьрелигия - страшная сила, с помощью которой жрецы (еще с самого начала их возникновения как таковых) управляли людьми и законами племени/поселения/страны. Инквизиция - один из рычягов управления сознанием человека, который использовали для борьбы с еретиками, с теми, кто не верил в их Бога, кто не верил в то, во что должен верить человек, дабы была возможность им управлять.
ОтветитьУдалитьСлово "инквизиция" уже ушло с нашей повседневной речи, но само понятие осталась.
Бесспорно, ведьма, в ТОМ понимании - человек, что не подкарялся законам церкви.
Еще один миф о том, что религия всегда (а особенно в средневековье) главенствовала над умами людей, и как следствие – реальную власть имели «жрецы». Церковь всегда была заложницей светской власти. А это значит, что и инквизиция, как чисто церковная институция не могла позволить себе те деяния, которые ей обычно приписывают.
ОтветитьУдалитьЦерковь почти всегда и во все времена имела огромное влияние на принятия решений в главенствующих верхах. Когда человек боится (попасть в ад, быть сожженным, получить массу страданий и т.п. из-за "неправедной" жизни) им легче управлять.
ОтветитьУдалить"Боги велели... это Божья прихоть... Бог пожелал..."
Верховное жречество, я так буду называть, играло далеко не последнюю роль.
Людям легче во что-то верить и перекладывать свои проблемы на Кого-то или Что-то, что выше их, и Что, якобы управляет их судьбой и т.п.. Легче просить у Кого-то, чем добиваться этого самому.
Интересно, что сказал бы на это император Константин, который, даже не будучи крещен, созвал вселенский собор и председательствовал на нем. Или Юстиниан, который считая себя критерием истины, по своему усмотрению предавал анафеме «еретиков». Иконоборчество тоже началось с инициативы императора (и закончилось благодаря императрице). Под стать византийским коллегам были монархи Запада – Карл Великий тоже созывал собор и реформировал литургию. Генрих IV, не смотря на «покаяние» в Каноссе, несколькими годами позже, не боясь ни Бога, ни преисподней, пришел в Рим с войсками, а папа, не успев отпраздновать триумф Церкви над светской властью, вынужден был спасаться бегством. Филипп Красивый тоже не побоялся Бога, когда «пленил» папу в Авиньоне. Фактически на протяжении всей средневековой истории, о том, кто будет епископом в той или иной области решал вовсе не папа, а местный монарх. А неугодных епископов и даже пап, такие монархи, не боясь адского пламени, разными способами сживали с этого света. Никого из коронованных особ, даже отлученных от Церкви никогда не сожгли, и даже не лишили престола. Ничуть не лучше дела обстояли в России. Старообрядцев преследовала не Церковь, а светская власть, а Петр I одним своим указом ликвидировал патриархат и фактически превратил Церковь в государственную институцию. Подобная ситуация была в Австрийской империи при Франце Иосифе. Никакой церковный суд, включая инквизицию, никогда не имел полномочий выносить какой-либо приговор, а т.н. «смертный» приговор, который выносила инквизиция, оканчивался формулой: «Нашим окончательным приговором мы предоставляем тебя (обвиняемого) во власть светского суда, настоятельно прося этот суд, чтобы он смягчил свой приговор и не доводил бы дело до пролития крови и опасности смерти». Это все – факты, то, что говорите Вы – теория.
ОтветитьУдалитьИнтересно, а можно ли считать «инквизитором» Шанкару, который истребил в Индии ересь буддизма?
Видел я один фильм Секретные архивы инквизиции снят в 2006 году на основе архивных материалов Ватикана, которые наконец-то были рассекречены. Рекомендую к этим архивам обратиться, а не к художественной литературе. За неимением архивов можно и фильм посмотреть
ОтветитьУдалитьЯ смотрел другой фильм, снятый немецкими журналистами (названия не помню), также снятый по материалам архивов инквизиции. Интересно, кто из них действительно был в этом архиве?
ОтветитьУдалитьА что Вы называете "художественной литературой"? - "Молот ведьм"?
немного статистики на тему инквизиции: http://www.pravmir.ru/inkvizitsiya-prosto-statistika/
ОтветитьУдалить